Оценка деятельности испытуемого


Изменение уровня притязаний зависит не только от активного отношения испытуемого к экспериментально­му заданию, но и от степени успеха или неуспеха. При одинаковом отношении к заданию у одного испытуемого уровень притязаний может резко повыситься, так как он добился в предшествующем задании очень значитель­ного успеха. Между тем у другого испытуемого уровень притязаний очень мало изменился или вовсе не изме­нился, потому что его предшествующие достижения бы­ли крайне незначительны. Поэтому, если мы хотим сделать изменение уровня притязаний крите­рием степени активности отношения личности, нужно, чтобы степень достижений у наших испытуемых была при­мерно одинаковой. Это возможно осуществить при по­мощи фиктивной оценки результатов деятельности испы­туемого. В этом случае, применяя одинаково высокие оценки у всех испытуемых, мы наблюдаем у них различ­ную вариативность уровня притязаний.
Переживание успеха или неуспеха определяется не только объективными достижениями испытуемого, но и Различными нормативами социальной оценки по отно­шению к разным группам людей. Как показали иссле­дования, переживание успеха и не­успеха зависит от того, к какой группе людей относит себя испытуемый и, в соответствии с этим, какие со­циальные нормативы он считает для себя обязательными. Так, например, ученик, относящий себя к средним, пере­живает тройку как успех, а ученик, относящий себя к отличникам, переживает ту же тройку как неудачу. По­этому в эксперименте важно не только указывать, каков процент выполнения испытуемым нормы, но и подчер­кивать, что норма эта установлена для людей той, же социальной группы, например студентов – первокурсников, начинающих спортсменов и т. п. Только в этом случае вариативность уровня притязаний может быть крите­рием степени активности отношения личности. Имеются и другие условия уровня притязаний, которые должны быть учтены в эксперименте.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.