Работы Готчальда
С другой стороны, одно и то же психическое свойство темперамента зависит не от одного, а от нескольких различных физиологических свойств типа, которые могут находиться в очень различном количественном соотношении друг с другом. Если в результате прижизненных условий одно из свойств общего типа количественно изменяется в определенных пределах, то остальные свойства общего типа и тип нервной системы в целом, тем не менее, могут остаться теми же самыми. Между тем все психические свойства темперамента и темперамент в целом, даже только при количественном изменении лишь одного физиологического свойства, должны претерпеть существенное качественное изменение, так как они определяются количественным соотношением свойств типа. Таким образом, диапазон различий в свойствах темперамента, обусловленных одним и тем же наследственным фактором, но у различных людей, воспитывавшихся и развивавшихся в разных условиях, будет гораздо шире, чем диапазон различий в физиологических свойствах общего типа, обусловленных тем же наследственным фактором у тех же людей. Некоторый фактический материал к вопросу о роли наследственности и прижизненных условий в происхождении темперамента мы находим у К. Готчальд. Он сопоставляет различные индивидуальные психические особенности у однояйцевых и двуяйцовых близнецов, прослеживая их с младшего школьного возраста. Некоторые из этих индивидуальных особенностей представляют собой свойства темперамента. Такова, например, эффективность и активность влечений, на абсциссе нанесены номера, которыми обозначена каждая пара близнецов, на ординате — степень сходства между близнецами. Как видно из рисунков, у подавляющего количества однояйцевых близнецов — пар из различия в этих качествах или вовсе отсутствуют, или представляют собой лишь незначительные различия по степени, а не качественные различия. Между тем у всех двуяйцовых близнецов в подавляющем большинстве случаев налицо более или менее резко выраженные качественные различия. Если же сравнить близнецов не по свойствам темперамента, а по содержанию умственной жизни, содержанию интересов, по способу и характеру разрешения жизненных проблем, то картина получается совершенно иная.
Метки: количественно, определяется, целоеСтраницы: 1 2