Явление-свойство личности
Линия, идущая от Аристотеля вплоть до наших дней изобилует терминами, обозначающими одно и то же явление-свойство личности, определяющее качество ее деятельности. Этих терминов много: пневма, сила, возможность, свойство, склонность, даже умение и навык, а в последнее время – тип нервной системы. Причем каждый из них имел (а иногда и до сих пор имеет) тенденцию подменять и подминать все остальные.Способности как психические явления
t Существенным этапом в развитии учения о способностях была книга, изданная в 1575 г. испанским врачом Хуаном Уарте и Названная им «Исследование способностей к наукам». Она вызвала интерес не только в Испании, где была неоднократно переиздана, но и за ее пределами и вскоре была переведена почти на все европейские языки. Это объясняется не только достоинствами
стиля книги, глубиной рассмотрения вопросов, смелостью и остроумием, но и социальной значимостью поставленных в ней вопросов.
Название книги «Ехатеп de ingenios paralassciencias» можно перевести и как «испытание», и как «исследование» «способностей» или «дарований». Последнее особо важно, так как основная идея Уарте – врожденность дарований. Не случайно свою книгу он начинает словами: «Для того чтобы произведения мастеров обладали тем совершенством, которое было бы полезно для государства…, следовало бы установить следующий закон: пусть плотник не занимается земледелием, а ткач – архитектурой; пусть юрист не занимается лечением, а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только тем искусством, к которому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных. Считая способности человека столь ограниченными, что он может овладеть только одним делом, но не больше, я всегда думал, что никто не может знать в совершенстве два искусства, без того, чтобы он не оказался несовершенным в одном из них…» Здесь Уарте приводит цитату: «Пусть никто не будет одновременно литейщиком и плотником; ибо человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки» (Платон, Законы) 10.
Книга Уарте издавалась около 70 раз, хотя в свое время была запрещена Ватиканом и инквизицией. Она читалась и перечитывалась, но воспринималась скорее как политический памфлет, чем как теоретическое исследование. Поэтому в развитии общефилософской и психологической мысли она особой роли не сыграла. Тем не менее она привлекла внимание к учению о способностях и, главное, связала понятие способности с различными видами деятельности, хотя надолго закрепила убеждение в их неизменности. Гоббс и Спиноза, полемизируя с Декартом, отказались от понятия души как объяснительного принципа способностей. Они ввели понятие «психического явления». С тех пор и способности стали понимать как психические явления.
Метки: качество, склонность, явление
Страницы: 1 2