Явление-свойство личности


Линия, иду­щая от Аристотеля вплоть до наших дней изобилует терминами, обозначающими одно и то же явление-свойство личности, оп­ределяющее качество ее деятельности. Этих терминов много: пневма, сила, возможность, свойство, склонность, даже умение и навык, а в последнее время – тип нервной системы. Причем каждый из них имел (а иногда и до сих пор имеет) тенденцию подменять и подминать все остальные.Способности как психические явления
t Существенным этапом в развитии учения о способностях была книга, изданная в 1575 г. испанским врачом Хуаном Уарте и Названная им «Исследование способностей к наукам». Она выз­вала интерес не только в Испании, где была неоднократно пере­издана, но и за ее пределами и вскоре была переведена почти на все европейские языки. Это объясняется не только достоинствами
стиля книги, глубиной рассмотрения вопросов, смелостью и остро­умием, но и социальной значимостью поставленных в ней воп­росов.
Название книги «Ехатеп de ingenios paralassciencias» можно перевести и как «испытание», и как «исследование» «способно­стей» или «дарований». Последнее особо важно, так как основная идея Уарте – врожденность дарований. Не случайно свою книгу он начинает словами: «Для того чтобы произведения мастеров обладали тем совершенством, которое было бы полезно для го­сударства…, следовало бы установить следующий закон: пусть плотник не занимается земледелием, а ткач – архитектурой; пусть юрист не занимается лечением, а медик адвокатским де­лом; но пусть каждый занимается только тем искусством, к ко­торому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных. Считая способности человека столь ограниченными, что он может овладеть только одним делом, но не больше, я всегда думал, что никто не может знать в совершенстве два искусства, без того, чтобы он не оказался несовершенным в одном из них…» Здесь Уарте приводит цитату: «Пусть никто не будет одновременно ли­тейщиком и плотником; ибо человеческая природа не может од­новременно хорошо делать два искусства или две науки» (Пла­тон, Законы) 10.
Книга Уарте издавалась около 70 раз, хотя в свое время была запрещена Ватиканом и инквизицией. Она читалась и перечиты­валась, но воспринималась скорее как политический памфлет, чем как теоретическое исследование. Поэтому в развитии общефило­софской и психологической мысли она особой роли не сыграла. Тем не менее она привлекла внимание к учению о способностях и, главное, связала понятие способности с различными видами де­ятельности, хотя надолго закрепила убеждение в их неизмен­ности. Гоббс и Спиноза, полемизируя с Декартом, отказались от по­нятия души как объяснительного принципа способностей. Они ввели понятие «психического явления». С тех пор и способности стали понимать как психические явления.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.