Метод анамнеза в изучении общего типа нервной системы


Свои собственные реак­ции испытуемый может в той или иной степени оценивать как «правильные», «соответствующие инструкции», «хо­рошие» или «неправильные», «нехорошие». Поэтому оценка экспериментатора может служить средством экспериментального контроля скрытого подкрепления, осуществляемого самооценкой испытуемого. По тем же причинам важнейшим фактором в типологических иссле­дованиях над человеком является положительное отно­шение испытуемого к экспериментам. Лучше всего такое положительное отношение достигается в том случае, если испытание общего типа нервной системы является одним из средств лечебной или педагогической помощи испытуемому. Метод анамнеза в изучении общего типа нервной системы Этот метод заключается в оценке типологических свойств на основании наблюдений за поведением и раз­витием личности. В исследованиях животных анамне­стическими показателями типологических свойств слу­жат общие синтетические характеристики поведения, на­пример преобладание в поведении защитно – оборонитель­ных или агрессивных реакций, активность или пассив­ность, скорость или медленность движений и т. д. Но одни и те же внешние проявления в поведении могут зависеть не только от общего типа нервной системы, а и от сформировавшихся в онтогенезе систем условно – рефлекторных связей. У одного и того же испытуемого при различном функциональном состоянии нервной системы, связанном с разными моти­вами деятельности, условнорефлекторные процессы про­текают совершенно различно В. С. Мерлин. В одних случаях, например, условный рефлекс или дифференцировка вовсе не вырабатывается, в других — воз­никает после — повторений. Отсюда вытекает, что точ­ная оценка типологических свойств испытуемого воз­можна только тогда, когда мы, тщательно эксперимен­тально контролируем функциональное состояние нервной системы, используя для этого наиболее глубокие и ак­тивные мотивы деятельности. При этом проявления одних типологических свойств извращаются или маскируются при наличии активных положительных мотивов, напри­мер интереса, в таких случаях задача экспериментато­ра заключается в том, чтобы устранить эти мотивы. Проявления других типологических свойств не извра­щаются и не маскируются при наличии активных поло­жительных мотивов; в таких случаях задача экспери­ментатора заключается в том, чтобы в наибольшей сте­пени стимулировать эти мотивы. Так, например, в ин­струкции в зависимости от индивидуальных особенностей мы стимулируем честолюбие испытуемого, требуя побить рекорд в точности движения, или добросовестность, под­черкивая значение опыта, или любопытство и т. п.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.