Метод анамнеза в изучении общего типа нервной системы
Свои собственные реакции испытуемый может в той или иной степени оценивать как «правильные», «соответствующие инструкции», «хорошие» или «неправильные», «нехорошие». Поэтому оценка экспериментатора может служить средством экспериментального контроля скрытого подкрепления, осуществляемого самооценкой испытуемого. По тем же причинам важнейшим фактором в типологических исследованиях над человеком является положительное отношение испытуемого к экспериментам. Лучше всего такое положительное отношение достигается в том случае, если испытание общего типа нервной системы является одним из средств лечебной или педагогической помощи испытуемому. Метод анамнеза в изучении общего типа нервной системы Этот метод заключается в оценке типологических свойств на основании наблюдений за поведением и развитием личности. В исследованиях животных анамнестическими показателями типологических свойств служат общие синтетические характеристики поведения, например преобладание в поведении защитно – оборонительных или агрессивных реакций, активность или пассивность, скорость или медленность движений и т. д. Но одни и те же внешние проявления в поведении могут зависеть не только от общего типа нервной системы, а и от сформировавшихся в онтогенезе систем условно – рефлекторных связей. У одного и того же испытуемого при различном функциональном состоянии нервной системы, связанном с разными мотивами деятельности, условнорефлекторные процессы протекают совершенно различно В. С. Мерлин. В одних случаях, например, условный рефлекс или дифференцировка вовсе не вырабатывается, в других — возникает после — повторений. Отсюда вытекает, что точная оценка типологических свойств испытуемого возможна только тогда, когда мы, тщательно экспериментально контролируем функциональное состояние нервной системы, используя для этого наиболее глубокие и активные мотивы деятельности. При этом проявления одних типологических свойств извращаются или маскируются при наличии активных положительных мотивов, например интереса, в таких случаях задача экспериментатора заключается в том, чтобы устранить эти мотивы. Проявления других типологических свойств не извращаются и не маскируются при наличии активных положительных мотивов; в таких случаях задача экспериментатора заключается в том, чтобы в наибольшей степени стимулировать эти мотивы. Так, например, в инструкции в зависимости от индивидуальных особенностей мы стимулируем честолюбие испытуемого, требуя побить рекорд в точности движения, или добросовестность, подчеркивая значение опыта, или любопытство и т. п.
Метки: испытание, развитие, степеньСтраницы: 1 2