Взаимосвязь интеллекта и эмоций
Указание на тесную взаимосвязь интеллекта и эмоций ребенка вполне правомерно. Однако при общей его справедливости не следует преувеличивать роль эмоциональной импульсивности в поведении ребенка. Сравнительно рано – при правильном воспитании – он приобретает умение преодолевать эмоциональные влечения, руководствуясь пониманием ситуации, в частности требований взрослых.Как показывают исследования, у дошкольников рано возникает хотя и своеобразная, но уже логика суждений, ориентирующая их на некоторые существенные свойства окружающего предметного мира. Благодаря этому ребенок 5-6 лет уже способен – в пределах имеющихся у него сведений о вещах – к относительно объективным суждениям, независимым от непосредственных эмоциональных впечатлений.
К сожалению, эта сторона проблемы в работах Е. А. Аркина не нашла должного освещения. Вместе с тем читатель найдет в них тонкие наблюдения над характером детских вопросов, над условиями, вызывающими появление этих вопросов. В частности, очень ценны замечания Е. А. Аркина о неправомерности прямой оценки уровня мышления на основе данных о богатстве речевой активности ребенка. Эти моменты не тождественны (справедливо также положение о том, что зачатки интеллекта возникают у малыша еще до появления развернутой речи).
Обсуждая материалы исследований выдающегося швейцарского психолога Ж. Пиаже, Е. А. Аркин, на наш взгляд с полным основанием, отвергает его положение о том, что речь и мышление маленького ребенка целиком эгоцентричны, т. е. удовлетворяют сугубо индивидуальные субъективные желания. Е. А. Аркин показывает, что неправомерно эту эгоцентричность считать, во-первых, первичным качеством ребенка, во-вторых, всеохватывающим. Дети рано приобретают желание и умение делиться своими мыслями со взрослыми и другими детьми. Разговоры же ребенка с самим собой – это безмолвный диалог в коллективе (стр. 155, 245). Критика некоторых лдей Ж. Пиаже, имеющаяся в работах Е. А. Аркина, сохраняет свою актуальность до сих пор.
Изучение психофизиологии детей-дошкольников Е. А. Аркин не отделял от целей и задач их воспитания как в семье, так и в школьных детских учреждениях. Нормальное телесное и духовное развитие ребенка предполагает разумную организацию его воспитания и обучения. В свою очередь, последние должны основываться на учете возможностей и условий, возникающих в процессе развития. Это неразрывно связанные стороны единого процесса становления ребенка как человека, как личности.
Метки: взаимосвязь, интеллект, эмоции
Страницы: 1 2