Взаимосвязь интеллекта и эмоций


Указание на тесную взаимосвязь интеллекта и эмоций ребенка вполне правомерно. Однако при общей его спра­ведливости не следует преувеличивать роль эмоциональ­ной импульсивности в поведении ребенка. Сравнительно рано – при правильном воспитании – он приобретает умение преодолевать эмоциональные влечения, руковод­ствуясь пониманием ситуации, в частности требований взрослых.Как показывают исследования, у дошкольников рано возникает хотя и своеобразная, но уже логика сужде­ний, ориентирующая их на некоторые существенные свой­ства окружающего предметного мира. Благодаря этому ребенок 5-6 лет уже способен – в пределах имеющихся у него сведений о вещах – к относительно объективным суждениям, независимым от непосредственных эмоцио­нальных впечатлений.
К сожалению, эта сторона проблемы в работах Е. А. Ар­кина не нашла должного освещения. Вместе с тем читатель найдет в них тонкие наблюдения над характером детских вопросов, над условиями, вызывающими появление этих вопросов. В частности, очень ценны замечания Е. А. Арки­на о неправомерности прямой оценки уровня мышления на основе данных о богатстве речевой активности ребенка. Эти моменты не тождественны (справедливо также поло­жение о том, что зачатки интеллекта возникают у малыша еще до появления развернутой речи).
Обсуждая материалы исследований выдающегося швей­царского психолога Ж. Пиаже, Е. А. Аркин, на наш взгляд с полным основанием, отвергает его положение о том, что речь и мышление маленького ребенка целиком эгоцен­тричны, т. е. удовлетворяют сугубо индивидуальные субъективные желания. Е. А. Аркин показывает, что не­правомерно эту эгоцентричность считать, во-первых, пер­вичным качеством ребенка, во-вторых, всеохватывающим. Дети рано приобретают желание и умение делиться свои­ми мыслями со взрослыми и другими детьми. Разговоры же ребенка с самим собой – это безмолвный диалог в кол­лективе (стр. 155, 245). Критика некоторых лдей Ж. Пиа­же, имеющаяся в работах Е. А. Аркина, сохраняет свою актуальность до сих пор.
Изучение психофизиологии детей-дошкольников Е. А. Аркин не отделял от целей и задач их воспитания как в семье, так и в школьных детских учреждениях. Нормаль­ное телесное и духовное развитие ребенка предполагает разумную организацию его воспитания и обучения. В свою очередь, последние должны основываться на учете воз­можностей и условий, возникающих в процессе развития. Это неразрывно связанные стороны единого процесса ста­новления ребенка как человека, как личности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.