Процесс торможения
Сон, по определению И. П. Павлова, представляет собой процесс торможения, распространяющийся на всю кору или по крайней мере на значительную ее область. Таким образом, процесс торможения (в форме сна), являясь результатом долгого возбуждения, служит охраной и источником последующей работоспособности мозга. Меньше всего поэтому на сон ребенка следует смотреть как на угасание жизни: именно во время сна происходят те процессы восстановления, которые необходимы для жизни и которые с избытком возмещают потери, понесенные хрупкой нервной организацией ребенка во время бодрствования. Сон подготовляет и организует силы для бодрствования. Он является первичным состоянием, по отношению к которому бодрствование можно рассматривать как производное.Не нужно представлять себе процессы возбуждения и торможения протекающими независимо и изолированно друг от друга. В то время как один участок мозга находится в состоянии повышенного возбуждения, другие заторможены, и обратно.
Любой участок мозга как в области коры, так и в подкорковой области в своей деятельности зависит не только от собственного своего состояния, большей или меньшей возбудимости и заторможенности, но и от воздействия на него других участков. Это воздействие, или индукция, может быть положительным, когда усиленная деятельность одного какого-либо центра стимулирует деятельность других, или отрицательным, когда оно влияет подавляющим образом на другие центры.
Доминантой А. А. Ухтомский назвал тот участок мозга, который, находясь в данный момент в состоянии повышенной возбудимости, привлекает к себе вступающие извне в мозг волны возбуждения, отвлекая их от других участков, которые остаются в состоянии временной заторможенности.
Этот принцип доминанты, который может быть распространен на всю нервную систему, чрезвычайно важен как рабочая гипотеза для понимания некоторых черт развития и поведения ребенка. Нам становится понятным, что неравномерность процесса созревания различных отделов нервной системы имеет решающее значение для жизненных проявлений ребенка не только потому, что одни центры, уже созревшие, могут проявить все свои возможности в более или менее совершенном виде, между тем как другие, еще незрелые, не в полной мере работоспособны, но и потому, что первые становятся очагами особенно яркого возбуждения и в качестве доминант на время оттесняют вторые на задний план.
Метки: область, образ, торможение
Страницы: 1 2