Процесс торможения


Сон, по определению И. П. Павлова, представляет собой процесс торможения, распространяющийся на всю кору или по крайней мере на значительную ее область. Таким образом, процесс торможения (в форме сна), яв­ляясь результатом долгого возбуждения, служит охраной и источником последующей работоспособности мозга. Меньше всего поэтому на сон ребенка следует смотреть как на угасание жизни: именно во время сна происходят те процессы восстановления, которые необходимы для жизни и которые с избытком возмещают потери, понесен­ные хрупкой нервной организацией ребенка во время бодрствования. Сон подготовляет и организует силы для бодрствования. Он является первичным состоянием, по отношению к которому бодрствование можно рассматри­вать как производное.Не нужно представлять себе процессы возбуждения и торможения протекающими независимо и изолированно друг от друга. В то время как один участок мозга находится в со­стоянии повышенного возбуждения, другие заторможены, и обратно.
Любой участок мозга как в области коры, так и в под­корковой области в своей деятельности зависит не только от собственного своего состояния, большей или меньшей возбудимости и заторможенности, но и от воздействия на него других участков. Это воздействие, или индукция, может быть положительным, когда усиленная дея­тельность одного какого-либо центра стимулирует дея­тельность других, или отрицательным, когда оно влияет подавляющим образом на другие центры.
Доминантой А. А. Ухтомский назвал тот участок мозга, который, находясь в данный момент в состоянии повышенной возбудимости, привлекает к себе вступаю­щие извне в мозг волны возбуждения, отвлекая их от других участков, которые остаются в состоянии времен­ной заторможенности.
Этот принцип доминанты, который может быть рас­пространен на всю нервную систему, чрезвычайно важен как рабочая гипотеза для понимания некоторых черт развития и поведения ребенка. Нам становится понятным, что неравномерность про­цесса созревания различных отделов нервной системы имеет решающее значение для жизненных проявлений ребенка не только потому, что одни центры, уже созрев­шие, могут проявить все свои возможности в более или менее совершенном виде, между тем как другие, еще не­зрелые, не в полной мере работоспособны, но и потому, что первые становятся очагами особенно яркого возбужде­ния и в качестве доминант на время оттесняют вторые на задний план.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.