Выявление физиологических критериев профессиональной пригодности
Анализируя многочисленные полученные нами данные, можно предположить, что в основе успешного освоения профессии, в основе пригодности к той или иной профессиональной деятельности лежит успешное формирование функциональной системы, образование рабочего динамического стереотипа, обеспечивающих эту деятельность. Опираясь на учение П. К. Анохина, можно представить себе, что функциональная система, формирующаяся при освоении профессии, состоит из следующих основных узловых составных частей: афферентного синтеза, формирования цели к действию, формирования акцептора действия как контрольного аппарата для оценки результата будущего действия, формирования самого действия на основе афферентных процессов, появления результатов действия, обратной афферентации о всех параметрах полученного результата, сопоставления состава этой обратной афферентации с ранее сформированным акцептором действия, формирования дальнейших актов поведения на основе сопоставления. Физиологической основой постановки цели является афферентный синтез, состоящий из четырех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации, пусковой афферентации и памяти (П. К. Анохин, 1968, 1970). Это приложимо, очевидно, и в случае постановки цели – освоение профессии. На основе афферентного синтеза совершается процесс принятия решения. Физиологической сущностью принятия решения является выбор «наиболее подходящих степеней свободы в тех компонентах, которые должны составить рабочую часть системы»1. Роль и значение мотивационного возбуждения, обстановочной и пусковой афферентации в освоении подростком профессии, удовлетворяющей его собственные запросы и требования общества, переоценить невозможно. Этот неразделимый комплекс много раз наблюдался нами у работающих в условиях различных ПТУ и на рабочих местах различных производств.
Метки: критерий, подход, пригодностьСтраницы: 1 2