Выявление физиологических критериев профессиональной пригодности


Анализируя многочисленные полученные нами данные, можно пред­положить, что в основе успешного освоения профессии, в основе пригод­ности к той или иной профессиональной деятельности лежит успешное формирование функциональной системы, образование рабочего динами­ческого стереотипа, обеспечивающих эту деятельность. Опираясь на учение П. К. Анохина, можно представить себе, что функциональная система, формирующаяся при освоении профессии, со­стоит из следующих основных узловых составных частей: афферентного синтеза, формирования цели к действию, формирования акцептора дей­ствия как контрольного аппарата для оценки результата будущего дей­ствия, формирования самого действия на основе афферентных процес­сов, появления результатов действия, обратной афферентации о всех параметрах полученного результата, сопоставления состава этой обрат­ной афферентации с ранее сформированным акцептором действия, фор­мирования дальнейших актов поведения на основе сопоставления. Физиологической основой постановки цели является афферентный синтез, состоящий из четырех компонентов: мотивационного возбужде­ния, обстановочной афферентации, пусковой афферентации и памяти (П. К. Анохин, 1968, 1970). Это приложимо, очевидно, и в случае поста­новки цели – освоение профессии. На основе афферентного синтеза со­вершается процесс принятия решения. Физиологической сущностью при­нятия решения является выбор «наиболее подходящих степеней свободы в тех компонентах, которые должны составить рабочую часть системы»1. Роль и значение мотивационного возбуждения, обстановочной и пуско­вой афферентации в освоении подростком профессии, удовлетворяющей его собственные запросы и требования общества, переоценить невозмож­но. Этот неразделимый комплекс много раз наблюдался нами у работа­ющих в условиях различных ПТУ и на рабочих местах различных произ­водств.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.