Выявление физиологических критериев профессиональной пригодности
В настоящее время появились принципиально новые подходы при выявлении физиологических критериев профессиональной пригодности к уже имеющимся, а также к вновь формирующимся профессиям. Наши данные подтверждают наличие беспрерывно растущих в условиях научно-технической революции требований, которые предъявляются к лицам, овладевающим той или иной профессией. Эти данные свидетельствуют не только о необходимости, но и возможности управления рациональным распределением рабочих кадров путем использования правила соответствия между возможностями организма и требованиями профессий, предъявляемых к нему. «Несомненно, что теоретики экспериментальной физиологии ответят на вопрос, каким образом оказывается возможным не только колоссальное индивидуальное усовершенствование, выявление возможностей мозга, но и переход огромного числа людей на новые ступени взаимодействия со средой; как человечество за время меньше чем два поколения оказалось способным адаптироваться в практически совершенно новом мире.Нами были выявлены критерии пригодности к самым разнообразным профессиям. Основным нашим методологическим принципом определения возможности хорошо овладеть профессией и приспособиться к условиям работы являются установление степени соответствия уровня развития определенных физиологических функций тем требованиям, которые профессия предъявляет к организму работающего. Именно такое соответствие определяет формирование профессиональной пригодности в процессе овладения профессией. Нами подчеркивается, что при изучении проблемы профессиональной пригодности необходимо решение следующих основных вопросов: определение уровня требований, предъявляемых профессией к организму человека, выявление основных физиологических систем и органов, к которым эти требования адресуются, изучение развития этих систем в процессе труда.
Для успешного освоения профессии, как нами было показано, необходим определенный уровень развития физиологических функций, к которым в данном виде труда предъявляются повышенные требования.У профессионально пригодных лиц уровень их развития примерно одинаков, а изменения этих физиологических функций в процессе обучения профессиям однонаправлены, чего не наблюдается у профессионально непригодных. В связи с тем что различия этих показателей статистически достоверны, они признаются критериальными для одних, поскольку позволяют в одних случаях предвидеть профессиональную пригодность, а в других – профессиональную непригодность.
Метки: критерий, подход, пригодность
Страницы: 1 2