Всесторонний анализ опыта
Правильный всесторонний анализ опыта, способный?! подметить в нем все, что есть ошибочного, и, что не менее важно, все, что есть ценного и полезного, такой анализ дело нелегкое, и дается он не сразу. Надо учиться, тренироваться, усердно работать над собой. Никакие инструкции не могут здесь помочь. Большую пользу могли бы принести воспитателям знакомство с образцами анализов педагогической работы, произведенными людьми! имеющими в этом отношении опыт. Но, несомненно, еще действеннее и плодотворнее будет помощь, которую окажет хороший методист, если совместно с воспитателем подвергнет запись критическому разбору.Часто человек «со стороны» (если он, конечно, знаком с теорией и практикой вопроса) легко подмечает крупные пробелы или ошибки, которые ускользают от внимания лица, активно участвовавшего в работе и погруженного в нее. Так, слабый игрок, стоя у шахматной доски каш сторонний наблюдатель, видит выход из трудного положения, которого не находит мастер-игрок. Дело, однако, не только в том, что «со стороны виднее»,- дело в том, воспитатель, особенно начинающий, нуждается в руководстве, в направлении его внимания со стороны лица, квадающего знанием, опытом и навыками аналитического мышления. Таким лицом должен быть методист. Помогая анализу вместе с воспитателем его педагогический опыт, методист должен уяснить для себя и для воспитателя, в какой мере цель опыта была правильно сформулирована, насколько планирование, организация, условия опыта были приведены в соответствие с задачей. Он должен, пользуясь указаниями воспитателя, заполнить пробелы (характеристику детей, поведение педагога); исключить все лишнее; если нужно, перегруппировать факты, чтобы привести их в систему; выделить наиболее существенное. Методист, как более подготовленный и более объективный исследователь, в состоянии легче избегнуть двойной опасности, которая всегда грозит при анализе: усмотреть то, чего нет, или не усмотреть того, что есть.
Но может случиться, и случается, что анализ педагогического опыта, произведенный методистом, приносит воспитателю вред вместо пользы. Так бывает в тех случаях, когда методист при анализе старательно подчеркивает все ошибки и упущения, дает целый ряд формально-инструктивных указаний и таким образом убивает в воспитателе живое чувство непосредственности, вселяет недоверие к своим силам, к своей способности самостоятельно мыслить и творить.
Метки: знакомство, инструкция, польза
Страницы: 1 2