Всесторонний анализ опыта


Правильный всесторонний анализ опыта, способный?! подметить в нем все, что есть ошибочного, и, что не менее важно, все, что есть ценного и полезного, такой анализ дело нелегкое, и дается он не сразу. Надо учиться, тренироваться, усердно работать над собой. Никакие инструкции не могут здесь помочь. Большую пользу могли бы принести воспитателям знакомство с образцами анализов педагогической работы, произведенными людьми! имеющими в этом отношении опыт. Но, несомненно, еще действеннее и плодотворнее будет помощь, которую окажет хороший методист, если совместно с воспитателем подвергнет запись критическому разбору.Часто человек «со стороны» (если он, конечно, знаком с теорией и практикой вопроса) легко подмечает крупные пробелы или ошибки, которые ускользают от внимания лица, активно участвовавшего в работе и погруженного в нее. Так, слабый игрок, стоя у шахматной доски каш сторонний наблюдатель, видит выход из трудного положения, которого не находит мастер-игрок. Дело, однако, не только в том, что «со стороны виднее»,- дело в том, воспитатель, особенно начинающий, нуждается в руководстве, в направлении его внимания со стороны лица, квадающего знанием, опытом и навыками аналитического мышления. Таким лицом должен быть методист. По­могая анализу вместе с воспитателем его педагогический опыт, методист должен уяснить для себя и для воспи­тателя, в какой мере цель опыта была правильно сформу­лирована, насколько планирование, организация, условия опыта были приведены в соответствие с задачей. Он должен, пользуясь указаниями воспитателя, заполнить пробелы (характеристику детей, поведение педагога); исключить все лишнее; если нужно, перегруппировать факты, чтобы привести их в систему; выделить наиболее существенное. Методист, как более подготовленный и более объективный исследователь, в состоянии легче из­бегнуть двойной опасности, которая всегда грозит при анализе: усмотреть то, чего нет, или не усмотреть того, что есть.
Но может случиться, и случается, что анализ педаго­гического опыта, произведенный методистом, приносит воспитателю вред вместо пользы. Так бывает в тех слу­чаях, когда методист при анализе старательно подчер­кивает все ошибки и упущения, дает целый ряд фор­мально-инструктивных указаний и таким образом уби­вает в воспитателе живое чувство непосредственности, вселяет недоверие к своим силам, к своей способности самостоятельно мыслить и творить.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.