Впечатления ребенка
На известной стадии развития эмоции являются не только источником жизненной энергии, но и основными руководителями поведения ребенка.
Вытравить эмоции – значит погасить свет жизни, сделать ее тусклой и серой, воспитывать в ребенке человека в футляре.
Только связанная с глубокой эмоцией ясная идея приобретает силу, дающую возможность преодолеть самые трудные препятствия.
Таким образом, уже с ранних лет воспитание эмоций, введение их в определенное русло, направление их на определенные объекты должно составлять одну из важнейших забот педагога. Необходимо прежде всего, чтобы радостные, положительные эмоции преобладали над эмоциями отрицательными (подавленность, гнев, страх, приниженность и т. д.).
Не беда, если ребенок плачет или кричит: в самом плаче и крике, в особенности у очень маленьких детей, есть и положительная сторона – упражнение дыхательных мышц, проявление известной настойчивости, требование признания своих прав. Плач и крик представляют собой разряд энергии в известном смысле благотворный, за которым следует состояние покоя и тихой удовлетворенности. К крику и плачу ребенка в определенных пределах следует относиться спокойно, усматривать в них естественное проявление жизненного ритма.
Плохо, если плач и крик становятся обычным явлением – или потому, что жизненный опыт убеждает ребенка в надежности их как средств удовлетворения своих желаний, или же потому, что они стали привычной реакцией. Интересно отметить, что говоря именно о плаче Дарвин отводит очень видное место привычке. «Дети первого возраста не проливают слез… и это обстоятельство зависит не исключительно от того, что слезные железы не могут еще выделять слез. Я заметил в первый раз этот факт, коснувшись нечаянно краем рукава открытого глаза одного из моих детей, когда ему было 77 дней от роду, и вызвавши этим обильное отделение влаги, но, хотя ребенок начал громко кричать, другой глаз оставался сухим или только слегка налился слезами… Слезные железы нуждаются как будто в некоторого рода упражнении, прежде чем ребенок может возбудить их к действию… Когда однажды привычка эта приобретена ребенком, то она выражает всякого рода страдания даже в тех случаях, когда они сопровождаются другими настроениями, например страхом или гневом. Характер плача изменяется, впрочем, уже в раннем возрасте, как я заметил это на моих собственных детях, и плач каприза начинает отличаться от плача печали»1.
Страницы: 1 2