Впечатления ребенка


На известной стадии развития эмоции являются не только источником жизненной энергии, но и основными руководителями поведения ребенка.
Вытравить эмоции – значит погасить свет жизни, сделать ее тусклой и серой, воспитывать в ребенке чело­века в футляре.
Только связанная с глубокой эмоцией ясная идея при­обретает силу, дающую возможность преодолеть самые трудные препятствия.
Таким образом, уже с ранних лет воспитание эмоций, введение их в определенное русло, направление их на определенные объекты должно составлять одну из важ­нейших забот педагога. Необходимо прежде всего, чтобы радостные, положительные эмоции преобладали над эмо­циями отрицательными (подавленность, гнев, страх, при­ниженность и т. д.).
Не беда, если ребенок плачет или кричит: в самом плаче и крике, в особенности у очень маленьких детей, есть и положительная сторона – упражнение дыхатель­ных мышц, проявление известной настойчивости, требо­вание признания своих прав. Плач и крик представляют собой разряд энергии в известном смысле благотворный, за которым следует состояние покоя и тихой удовлетво­ренности. К крику и плачу ребенка в определенных пре­делах следует относиться спокойно, усматривать в них естественное проявление жизненного ритма.
Плохо, если плач и крик становятся обычным явлени­ем – или потому, что жизненный опыт убеждает ребенка в надежности их как средств удовлетворения своих жела­ний, или же потому, что они стали привычной реакцией. Интересно отметить, что говоря именно о плаче Дарвин отводит очень видное место привычке. «Дети первого воз­раста не проливают слез… и это обстоятельство зависит не исключительно от того, что слезные железы не могут еще выделять слез. Я заметил в первый раз этот факт, коснувшись нечаянно краем рукава открытого глаза од­ного из моих детей, когда ему было 77 дней от роду, и вы­звавши этим обильное отделение влаги, но, хотя ребенок начал громко кричать, другой глаз оставался сухим или только слегка налился слезами… Слезные железы нуж­даются как будто в некоторого рода упражнении, прежде чем ребенок может возбудить их к действию… Когда од­нажды привычка эта приобретена ребенком, то она выра­жает всякого рода страдания даже в тех случаях, когда они сопровождаются другими настроениями, например страхом или гневом. Характер плача изменяется, впрочем, уже в раннем возрасте, как я заметил это на моих собст­венных детях, и плач каприза начинает отличаться от плача печали»1.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.