Впечатления ребенка
Живучесть впечатлений у ребенка гораздо большая и более наглядно-зрительная, чем у взрослых. С другой стороны, потребность высказывания, вследствие упомянутых особенностей функции детской речи, часто непреодолима. Вследствие этого необходимо позаботиться о том, чтобы сну предшествовал промежуток времени (20-30 минут) для спокойных, невозбуждающих занятий. Какому занятию оказать предпочтение – зависит от характера индивидуального реагирования ребенка и руководства педагога. Во всяком случае никакого нового материала, никаких новых тем не следует вводить в это время. Мы остановились подробно на организации времени сна и относительного покоя ребенка потому, что сон составляет большую часть жизни ребенка, и притом ту часть, от правильного течения которой зависит в значительной мере правильное течение остальной части его жизни.
Нам предстоит теперь рассмотреть с точки зрения гигиены нервной системы другую сторону жизни ребенка – состояние его бодрствования.
Мы видели, что основной чертой, характеризующей все разнообразные формы детской активности, является насыщенность их эмоциями. Но что представляет собой эмоция с точки зрения экономии сил?
Как показывает само название (emotion – возбуждение, волнение), эмоция – это состояние резко нарушенного равновесия; эмоция выбивает организм из колеи. Не без основания в обычной речи о человеке, находящемся в состоянии аффекта, т. е. в состоянии крайнего напряжения эмоции, мы говорим, что он «вне себя».
Если мы к этому прибавим иррадиирующий характер всех реакций ребенка, в том числе и эмоциональных, то понятно, что состояние равновесия очень редкое явление у ребенка, что он всегда почти находится за гранью уравновешенности.
Таким образом, аффективность ребенка в не меньшей степени, чем его возбудимость, грозит его нервной системе опасностью истощения.
Следует ли отсюда, что надо вести борьбу с эмоциями и по мере возможности заглушать их?
Высокая ценность эмоций для всего развития ребенка, которую мы выяснили в предыдущем изложении, говорит самым решительным образом против подобного вывода.
Метки: впечатления, время, характер
Страницы: 1 2