Воспитание у ребенка умений и привычек
Воспитание у ребенка умения и привычки хорошо, полноценно дышать является одной из важнейших задач физического воспитания. Задача эта облегчается тем, что хотя актом дыхания руководит автоматически действующий нервный аппарат (так называемый дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге), тем не менее воля может в значительной степени воздействовать на него: мы можем по произволу изменять ритм дыхания, глубину его и даже, правда на очень ограниченное время, задерживать его.Таким образом, перед нами открываются два пути для приучения ребенка к правильному дыханию: путь непроизвольный – путь создания потребности в притоке большого количества кислорода и удаления накопившейся углекислоты. Потребность эта, жажда воздуха, возникает при большой затрате мышечной силы, например при беге, и может быть удовлетворена только энергичным дыхани-ем. Другой путь – путь показа, путь укрепления мышц, расширяющих грудную клетку посредством определенных упражнений (в форме игр, гимнастики).
Механизм дыхания, как известно, заключается в ритмически следующих друг за другом расширении и спадении грудной клетки. При каждом расширении происходит разрежение и уменьшение давления воздуха в грудной полости, вследствие чего, по физическому закону, наружный воздух поступает в легкие; при спадении воздух в грудной клетке сгущается, давление поднимается и воздушная струя устремляется из легких наружу. Сила, которая приводит в движение грудную клетку,- это сила мышц, в первую очередь диафрагмы и межреберных мышц, а затем ряда вспомогательных мышц, которые поднимают плечевой пояс, отводят плечи назад, прижимают лопатки к ребрам и приближают их к позвоночнику.
Приведем несколько относящихся сюда упражнений:
1) Медленный глубокий вдох (через нос), медленный полный выдох (не следует повторять подряд больше 2-3 раз).
2) То же с подниманием и опусканием рук:
а) медленно поднимать руки вперед, затем вверх, производя при этом глубокое дыхание;
б) опустить руки, производя глубокое выдыхание.
3) То же с поднятием рук в стороны и опусканием их:
а) медленно поднять руки в стороны и затем вверх ладонями наружу, производя при этом глубокое вдыхание;
б) опустить руки, производя глубокое выдыхание.
Метки: задача, привычка, умение
Страницы: 1 2