Содержание сновидений
Начиная с конца второго месяца почти ежедневно отмечаются в нашем дневнике игровые занятия ребенка. С этого времени на протяжении месяцев и лет игровая активность не угасает, она заполняет большую часть бодрствования и даже, судя по содержанию сновидений, не прекращается во время сна. Она с течением времени расширяет свою сферу, вовлекая в себя новые предметы и других лиц взрослых и детей, усложняется и видоизменяется и тем не менее всегда остается по существу одной и тор же, являясь на всех стадиях развития могучим орудием расширения и углубления жизненного опыта, развития и укрепления не только унаследованных безусловных механизмов, но и новых сложных условных реакций, школой социальных чувств и коллективных навыков, средством проявления и воплощения своей воли к самоутверждению и, наконец, незаменимым и неиссякаемым источником оживляющих и укрепляющих все существо ребенка радостных эмоций.В эволюции игр нашей девочки можно отметить следующие основные этапы: 1) с конца второго месяца (первая запись игровой деятельности относится к возрасту 0,1,21) до конца третьего месяца объектами игры служат исключительно части собственного тела « ручки, ножки; к этому же периоду относится начало лепета; 2) в возрасте 0,2,25 отмечена впервые игра с предметом (платочком), и с тех пор до конца года объектами игр все чаще служили различные цветные шарики, погремушки и т. п.; 3) в конце пятого месяца отмечена первая игра со взрослыми;
однако инициатива исходила от взрослого, ребенок лишь радостно последовал игровому призыву. Первые же систематические частые игры с другими – сначала с взрослыми, а затем с детьми – относятся лишь к 1,8. С этого времени, вплоть до конца четвертого года, менялось содержание, формы, характер игр, но дети являлись не только самыми желанными, но прямо незаменимыми участниками игр.
Эволюция игр носит в каждом случае индивидуальный характер и складывается каждый раз по-иному в зависимости от индивидуальных черт ребенка, от характера окружающей его материальной и духовной культуры и в особенности от детского окружения. Тем не менее я полагаю, что некоторые общие черты переходят за пределы индивидуальности и являются общими для детской массы, растущей в тех же условиях среды и культуры при относительно благоприятных условиях развития. Я считаю поэтому нелишним остановиться несколько подробнее на каждом из отмеченных этапов.
На первом этапе, как было уже сказано, объектом игры служили части тела, а именно наиболее подвижные: сначала пальцы рук, затем ножки. Гезел считает, что в 3- 4 месяца игра пальцами и руками является одним из признаков нормального развития.
Метки: бодрствование, сновидение, содержание
Страницы: 1 2