Воспитание ребенка
Систематическое развитие в ребенке мужества – самый надежный путь для предохранения его от разных страхов, склонность к которым присуща ребенку и частое проявление которых столь характерно для нервного ребенка.
Эмоция страха коренится в унаследованных задатках, но от условий среды, от примеров окружающих и от методов воспитания зависит как пышный расцвет этой эмоции, так и заглушение ее.
Для воспитания мужества пример окружающих имеет огромное значение. Здесь, как и во многих случаях, правильное воспитание имеет своей предпосылкой правильное самовоспитание взрослых. Не может развиться мужество у ребенка, если мать или руководительница учреждения во время грозы проявляет боязнь, поднимает тревогу в доме, закрывает все окна, прячется под подушку и т. д., или же при резком стуке вздрагивает и бледнеет, при появлении нескольких капель крови у ребенка вследствие незначительной царапины охает, выражает глубочайшее сочувствие, высказывает всевозможные опасения и пускает в ход целый арсенал хирургических средств, или же при заболевании и малейшем повышении температуры проявляет чрезмерную заботливость и вслух начинает высказывать всевозможные предпэложения, внушая таким путем ребенку во всех случаях уверенность, что произошло какое-то грозное событие.
В первые годы жизни, вследствие крайней неустойчивости и хрупкости нервной организации, эмоции страха могут легко возникнуть не только под влиянием внушающего примера окружающих, но и под влиянием бесед, рассказываний, картин и т. п.
Поэтому все устрашающее или безобразное должно быть устранено из бесед, рассказов или сказок, картин, предназначенных для детей раннего возраста.
Отсюда не следует, что страшное и в дальнейшем не должно входить как элемент в воспитание, но наряду с ним и в противовес ему необходимо всегда ставить или ярко изображать преодолевающую его и вызывающую восхищение великую силу человеческого ума, человеческой любви и человеческой отваги.
Страницы: 1 2