Воспитание ребенка


В настоящей работе я не ставлю себе задачей изла­гать технику воспитания раннего детства. Я хочу лишь выяснить основные принципы и приемы воспитания ре­бенка. Тот, кто согласен с указанным выше принципом и проникнется им, найдет правильные пути последователь­ной постановки перед детьми задач по самообслуживанию и другим видам труда, усвоение которых посильно для ребенка и способно укреплять в нем чувство независимости и веры в себя. Мы вскоре увидим, что развитие именно этого чувства является лучшей профилактической мерой против ранней детской нервозности.
Я хотел бы только предостеречь от одного – от упрям­ства, но не со стороны ребенка, а со стороны педагога. Келер очень остроумно сказал, что постановка известного испытания для ребенка является испытанием только сил ребенка, но и интеллекта испытующего.
Если какая-нибудь жизненная задача не дается ребен­ку, то это означает, что она или несвоевременно предложена, или неумело представлена, не связана с близкими ему жизненными интересами и приятными эмоциями.
Чувство независимости и свободы, столь важное для развития полноценной социальной личности, сначала смутное, а затем все более сознаваемое и крепнущее, за­рождается в ребенке при умелом отношении к нему уже в самом раннем возрасте, по мере того как он приучается не только обходиться без груди матери, но и без постоян­ного сидения у нее на коленях, по мере того как он начи­нает исполнять несложные поручения, приучается оста­ваться один в комнате, сначала в течение нескольких минут, а затем и дольше, начинает сам себя обслуживать за столом, придвигать стул, владеть ложкой, одеваться и раздеваться и т. д. Все это – элементарные уроки само­стоятельности, но, как справедливо указывает Гезел, они заключают в себе тот же солидный материал, из которого складывается зрелый характер. Но эти уроки дают только тогда плодотворные результаты, когда их выполнение посильно для ребенка, когда они являются для него не в форме принудительного труда, а в виде задач, поста­новка и решение которых возникают как дело его личной инициативы и заинтересованности.
Эмоции независимости и веры в свои силы являются необходимыми условиями и фундаментом для развития мужества и смелости. К развитию этих черт необходимо стремиться с Первых лет жизни ребёнка. Приучение ре­бенка к темноте, к пребыванию в комнате в течение неко­торого времени без видимого для него присмотра взрос­лых, к самостоятельному распоряжению даже хрупкими вещами и т. п. может служить первой ступенью для вну­шения ребенку веры в свои силы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.