Вопрос об изучении педагогического опыта


Известно, какое огромное значение придавали осново­положники марксизма практической деятельности челове­ка в процессе познания природы. Эту роль практики Эн­гельс выразил в следующей шутливой форме: испытание или проверка пудинга состоит в том, что его съедают. Практика является последней, решающей инстанцией правильности нашего мышления. «Точка зрения жизни, практики,-говорит Ленин,-должна быть первой и ос­новной точкой зрения теории познания». Это первостепенное значение практики, опыта, экспе­римента для материалистического понимания мертвой и живой природы нисколько не умаляет значения теории, т. е. научного знания. Если практическая деятельность че­ловека питает теорию, является для нее неисчерпаемым животворным источником, то, с другой стороны, сама прак­тика без теоретического научного освещения остается бес­сильной, ограниченной. Теория освещает путь практики, направляет ее, открывает перед ней новые перспективы. В конечном счете теория, освещая и направляя практику, экономит умственные силы человека и дает возможность при наименьшей их трате достигнуть наиболее плодотвор­ных результатов.
Итак, разбор понятия опыта, составляющего централь­ное ядро нашей проблемы, показывает его огромное зна­чение и тесную связь с теорией. Опыт не только должен быть изучен после того, как он произведен, но в свете накопленного научного знания должны быть продуманы его цели, его организация, его осуществление. Только тес­ное сотрудничество теории и практики может гарантиро­вать наибольшую продуктивность опыта как для того, кто производит его, так и для тех, кто хочет его использовать. И чем сложнее та область человеческой деятельности, в которой данный опыт проводится, чем многостороннее и непосредственнее он соприкасается с текущей, постоянно меняющейся жизнью, тем настоятельнее требуется это со­трудничество.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.