Вопрос об изучении педагогического опыта
Известно, какое огромное значение придавали основоположники марксизма практической деятельности человека в процессе познания природы. Эту роль практики Энгельс выразил в следующей шутливой форме: испытание или проверка пудинга состоит в том, что его съедают. Практика является последней, решающей инстанцией правильности нашего мышления. «Точка зрения жизни, практики,-говорит Ленин,-должна быть первой и основной точкой зрения теории познания». Это первостепенное значение практики, опыта, эксперимента для материалистического понимания мертвой и живой природы нисколько не умаляет значения теории, т. е. научного знания. Если практическая деятельность человека питает теорию, является для нее неисчерпаемым животворным источником, то, с другой стороны, сама практика без теоретического научного освещения остается бессильной, ограниченной. Теория освещает путь практики, направляет ее, открывает перед ней новые перспективы. В конечном счете теория, освещая и направляя практику, экономит умственные силы человека и дает возможность при наименьшей их трате достигнуть наиболее плодотворных результатов.
Итак, разбор понятия опыта, составляющего центральное ядро нашей проблемы, показывает его огромное значение и тесную связь с теорией. Опыт не только должен быть изучен после того, как он произведен, но в свете накопленного научного знания должны быть продуманы его цели, его организация, его осуществление. Только тесное сотрудничество теории и практики может гарантировать наибольшую продуктивность опыта как для того, кто производит его, так и для тех, кто хочет его использовать. И чем сложнее та область человеческой деятельности, в которой данный опыт проводится, чем многостороннее и непосредственнее он соприкасается с текущей, постоянно меняющейся жизнью, тем настоятельнее требуется это сотрудничество.
Страницы: 1 2