Нормального развития эмоциональной сферы
Там, где течет казарменная жизнь, там нет общественного воспитания, но все же необходимо признать, что любовь матери, особые отношения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка.В этом обстоятельстве мы видим лишнее доказательство в пользу нашего основного положения, а именно что только в союзе с семьей, и в первую голову с матерью, общественное воспитание может достигнуть своей цели.
Бедность эмоциями приводит не только к понижению общего тонуса, к количественному оскудению жизни, но и к качественному, болезненному изменению всей жизненной установки ребенка, в особенности по отношению к окружающей его социальной среде.
В ребенке, жизнь которого бедна эмоциями, смотря по индивидуальности, развиваются или агрессивные аффекты (гнев, злоба), связанные с чувством обиды, зависти или озлобления и проявляющиеся в последующие годы в под ступках, терроризующих семью и дезорганизующих жизнь детского коллектива, или же в общей подавленности, приниженности и эмоциональной тупости.
Странным образом, но к этим же последствиям в иных формах и другими путями может привести и противоположный изъян воспитания – чрезмерная насыщенность эмоциями.
Ребенок в ранние годы часто рассматривается взрослыми не как зарождающаяся личность, а как милая игрушка.
Он нередко становится и для своих и для чужих людей объектом постоянного расточения ласк, поцелуев, нежных излияний, потоков ласкательных слов. Приятные эмоции, доставляемые ребенку в чрезмерном обилии, становятся его потребностью, делают его рабом эмоций; постоянные эмоциональные раздражения расслабляют ребенка, притупляют в нем эмоциональную чувствительность или делают его деспотически требовательным. Привычка к постоянно нежному обращению и чрезмерным ласкам превращается в тяжелый балласт, который в будущем очень сильно затруднит приспособление к реальным условиям жизни.
Метки: положение, развитие, сфера
Страницы: 1 2