Системы дошкольного воспитания


Е. А. Аркин, будучи выдающимся врачом и замечатель­ным педагогом, являлся одним из создателей системы со­ветского дошкольного воспитания. Велики его заслуги в разработке проблем физического воспитания, физической и умственной гигиены ребенка, в области изучения анатомо-физиологических и психологических особенностей де­тей различных дошкольных возрастов.Творческая биография Е. А. Аркина неразрывно связа­на с историей развития теории и практики советского до­школьного воспитания и отражает последовательные эта­пы этой истории.
Следует иметь в виду, что ранние работы Е. А. Аркина писались в те годы, когда многие основные положения совет­ской дошкольной педагогики еще только складывались, ког^ да еще не были проведены многие важнейшие физиологиче­ские, психологические и педагогические исследования, ког­да не было еще полностью изжито отрицательное влияние на теорию и практику нашего дошкольного воспитания та­ких неправильных зарубежных концепций, как концепции «свободного воспитания», «спонтанного развития» и т. д.
В ранних работах (к их числу относится, например, опубликованная в 1931 г. работа «Ребенок от го­да до четырех лет») Е. А. Аркину не удалось еще до конца преодолеть господствовавшие в то время в детской психологии и возрастной физиологии неправильные биоло-гизаторские представления,, согласно которым основной движущей причиной психического развития ребенка якобы является созревание его организма, его нервной системы, а ступени этого развития будто бы роковым образом по­вторяют отдаленные эпохи истории человеческого рода.
Читатель этой книги обнаружит, что в некоторые слу­чаях Е. А. Аркин переоценивает значение биологического фактора, пытаясь объяснить ходом органического созрева­ния появление у ребенка сложных социально обусловлен­ных форм поведения или же усматривая прямую аналогию между психическими осебенностями детей и наших отда­ленных предков. В его трудах встречаются упрощенные биологизатор-ские трактовки некоторых психологических особенностей детей дошкольного возраста. Так, например, ряд важных черт эмоциональной жизни дошкольников, а также опре­деленную ритмичность в формировании их речи он пы­тался объяснить свойствами нервно-физиологических про­цессов возбуждения и торможения на тех или иных этапах созревания мозга.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.