Системы дошкольного воспитания
Е. А. Аркин, будучи выдающимся врачом и замечательным педагогом, являлся одним из создателей системы советского дошкольного воспитания. Велики его заслуги в разработке проблем физического воспитания, физической и умственной гигиены ребенка, в области изучения анатомо-физиологических и психологических особенностей детей различных дошкольных возрастов.Творческая биография Е. А. Аркина неразрывно связана с историей развития теории и практики советского дошкольного воспитания и отражает последовательные этапы этой истории.
Следует иметь в виду, что ранние работы Е. А. Аркина писались в те годы, когда многие основные положения советской дошкольной педагогики еще только складывались, ког^ да еще не были проведены многие важнейшие физиологические, психологические и педагогические исследования, когда не было еще полностью изжито отрицательное влияние на теорию и практику нашего дошкольного воспитания таких неправильных зарубежных концепций, как концепции «свободного воспитания», «спонтанного развития» и т. д.
В ранних работах (к их числу относится, например, опубликованная в 1931 г. работа «Ребенок от года до четырех лет») Е. А. Аркину не удалось еще до конца преодолеть господствовавшие в то время в детской психологии и возрастной физиологии неправильные биоло-гизаторские представления,, согласно которым основной движущей причиной психического развития ребенка якобы является созревание его организма, его нервной системы, а ступени этого развития будто бы роковым образом повторяют отдаленные эпохи истории человеческого рода.
Читатель этой книги обнаружит, что в некоторые случаях Е. А. Аркин переоценивает значение биологического фактора, пытаясь объяснить ходом органического созревания появление у ребенка сложных социально обусловленных форм поведения или же усматривая прямую аналогию между психическими осебенностями детей и наших отдаленных предков. В его трудах встречаются упрощенные биологизатор-ские трактовки некоторых психологических особенностей детей дошкольного возраста. Так, например, ряд важных черт эмоциональной жизни дошкольников, а также определенную ритмичность в формировании их речи он пытался объяснить свойствами нервно-физиологических процессов возбуждения и торможения на тех или иных этапах созревания мозга.
Метки: воспитание, педагог, система
Страницы: 1 2