Системы дошкольного воспитания
Некоторые особенности мышления и порядок их появления у детей он прямо сопоставляет с этапами мышления, установленными у первобытных людей или у малоразвитых народов. Все движения ребенка он подразделял на две большие группы: одна из них якобы обусловлена только созреванием нервных центров (до 3 лет), а другая связана с формированием привычек при воспитании («органические» и «культурные» движения). Современная психология и физиология установили, что совпадение онтогенеза и филогенеза человеческой психики не является прямым и полным. Индивидуальное развитие является глубоко своеобразным и само носит конкретно-исторический характер, т. е. зависит от конкретной общественной организации жизни ребенка. Поэтому порядок возникновения отдельных психологических процессов тесно связан с этой организацией и не может быть непосредственно соотнесен с порядком филогенетического развития человека. Меру их соответствия науки лишь ищут, а в прошлом ученые, в том числе и Е. А. Аркин, слишком упрощенно представляли эту проблему, считая, что онтогенез человеческой психики просто повторяет процесс ее филогенетического развития. Критически следует отнестись также и к некоторым отдельным объяснениям психических явлений, которые даются Е. А. Аркиным. Так, развитие понятийного мышления у детей он неправомерно рассматривает в некоторых случаях как непосредственный результат возрастных изменений динамики иррадиации и концентрации нервных процессов. В действительности, как показали специальные исследования, проведенные в 30-х годах и позже, обобщение зависит от характера совместной деятельности взрослых и ребенка, от организации его предметных действий (работы Л. С. Выготского и др.). Таким образом, иногда Е. А. Аркин допускает схематизацию сложных психологических и психофизиологических механизмов развития ребенка. Чаще всего это относится к попыткам теоретического их объяснения, а не самого описания сложных явлений,- здесь, как отмечалось выше, Е. А. Аркин, как правило, верен натуре и изображал ее во всем своеобразии.
Метки: воспитание, педагог, системаСтраницы: 1 2