Виды деятельности


Утомление возникает после более или менее продолжительной работы и выражается в снижении полноценности функции работающего органа и всего организма. Утомлению обычно сопутствует субъективное чувство усталости. Однако утомление и усталость не всегда совпадают во времени. Когда работа интересна, сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило. И наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит физиологически обусловленное снижение функций, т. е. утомление.
Сторонники локалистических теорий рассматривали утомление как изолированный процесс, протекающий в отдельном работающем органе, вне связи с изменениями, происходящие ми во всем организме. И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский установили, что причина утомления лежит; в изменении деятельности центральной нервной системы. И. П. Павлов связывал утомление с функциональным истощением корковых нервных клеток, работающих до известного предела.
Предел работоспособности корковой клетки изменяется с возрастом в зависимости от состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, перенесенных заболеваний, характера и продолжительности работы.
Деятельность коры больших полушарий определяется двумя основными процессами — возбуждением и торможением, тесно связанными между собой и находящимися в постоянном подвижном равновесии. Максимальная работоспособность обеспечивается правильным соотношением между ними. У детей же — и тем сильнее, чем они моложе — процессы возбуждения преобладают над торможением и иррадиация нервных процессов преобладает над их концентрацией.
Для клеток коры головного мозга характерны также процессы индукции. Индукция — это процесс обратного знака, т. е. возникновение торможения под влиянием процесса возбуждения (отрицательная индукция) или возникновение возбуждения под влиянием процесса торможения (положительная индукция). И тот и другой вид индукции очень важны для правильного построения учебной работы с детьми. Особенное значение имеет отрицательная индукция, которая у детей характеризуется некоторыми особенностями.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.