Усвоение движений


Начальное усвоение движений происходит при помощи органов чувств, в первую очередь зрительного и слухо­вого анализаторов. Каждое новое упражнение препода­ватель демонстрирует в некотором отдалении от занима­ющихся, чтобы они ясно видели то, что им показывают. Важно правильно выбрать плоскость показа. Например, наклоны в стороны лучше демонстрировать стоя, лицом ч занимающимся, а наклоны вперед или назад – боком. Асимметричное упражнение нужно показывать в зеркаль­ном отображении. Сложные упражнения целесообразно демонстрировать с разных сторон, сопровождая их сло­весными объяснениями. Преподаватель должен подробно рассказать об упражнении, его цели, влиянии на организм, группах мышц, которые в нем участвуют, отметить спе­цифические особенности данного упражнения, его сходст­во с другими хорошо знакомыми движениями или отли­чие от них.Показ и разъяснение упражнений помогают занимаю­щимся сознательно их освоить, хорошо продумать, запо­мнить мышечные ощущения при правильно выполненных движениях, развивают у них самоконтроль.
Если занимающийся не может выполнить упражнение целиком или выполняет его неправильно, следует разу­чить ту или иную комбинацию в индивидуальном порядке во всех деталях. В этих и подобных случаях целесообраз­но наряду с обычным показом и объяснением использо­вать метод контактного показа. Сущность этого метода заключается в том, чтобы создать представление о мы­шечном усилии, необходимом для правильного выполне­ния движения, уточнить или исправить положение какой-либо части тела. В момент выполнения упражнения зани­мающемуся оказывается либо намеренное внешнее со­противление, либо непосредственная помощь (нажим, под­талкивание, создание дополнительной опоры и т. д.). Бла­годаря этому создается полное представление о характере, амплитуде и направлении отдельных движений.
Систематическое повторение разучиваемого упражне­ния способствует образованию и закреплению двигатель­ных умений и навыков, что с физиологической точки зре­ния представляет собой сложную систему условно рефлекторных связей между органами чувств, центральной нервной системой, мышцами и внутренними органами. Однако многократное выполнение одних и тех же упраж­нений приводит к постепенной автоматизации двигатель­ного навыка, ослаблению контроля за его деталями с со­хранением в сознании только общих задач данного упраж­нения. Организм в свою очередь адаптируется к данному упражнению. Реакция функциональных систем организма снижается, что сводит к минимуму воздействие на него упражнений. Избежать этого можно только усложнением упражнения разнообразными дополнительными движения­ми, сохраняя при этом основное действие, оказывающее определенное влияние на организм.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.