Усвоение движений
Начальное усвоение движений происходит при помощи органов чувств, в первую очередь зрительного и слухового анализаторов. Каждое новое упражнение преподаватель демонстрирует в некотором отдалении от занимающихся, чтобы они ясно видели то, что им показывают. Важно правильно выбрать плоскость показа. Например, наклоны в стороны лучше демонстрировать стоя, лицом ч занимающимся, а наклоны вперед или назад – боком. Асимметричное упражнение нужно показывать в зеркальном отображении. Сложные упражнения целесообразно демонстрировать с разных сторон, сопровождая их словесными объяснениями. Преподаватель должен подробно рассказать об упражнении, его цели, влиянии на организм, группах мышц, которые в нем участвуют, отметить специфические особенности данного упражнения, его сходство с другими хорошо знакомыми движениями или отличие от них.Показ и разъяснение упражнений помогают занимающимся сознательно их освоить, хорошо продумать, запомнить мышечные ощущения при правильно выполненных движениях, развивают у них самоконтроль.
Если занимающийся не может выполнить упражнение целиком или выполняет его неправильно, следует разучить ту или иную комбинацию в индивидуальном порядке во всех деталях. В этих и подобных случаях целесообразно наряду с обычным показом и объяснением использовать метод контактного показа. Сущность этого метода заключается в том, чтобы создать представление о мышечном усилии, необходимом для правильного выполнения движения, уточнить или исправить положение какой-либо части тела. В момент выполнения упражнения занимающемуся оказывается либо намеренное внешнее сопротивление, либо непосредственная помощь (нажим, подталкивание, создание дополнительной опоры и т. д.). Благодаря этому создается полное представление о характере, амплитуде и направлении отдельных движений.
Систематическое повторение разучиваемого упражнения способствует образованию и закреплению двигательных умений и навыков, что с физиологической точки зрения представляет собой сложную систему условно рефлекторных связей между органами чувств, центральной нервной системой, мышцами и внутренними органами. Однако многократное выполнение одних и тех же упражнений приводит к постепенной автоматизации двигательного навыка, ослаблению контроля за его деталями с сохранением в сознании только общих задач данного упражнения. Организм в свою очередь адаптируется к данному упражнению. Реакция функциональных систем организма снижается, что сводит к минимуму воздействие на него упражнений. Избежать этого можно только усложнением упражнения разнообразными дополнительными движениями, сохраняя при этом основное действие, оказывающее определенное влияние на организм.
Метки: помощь, усвоение, чувство
Страницы: 1 2