Психическое отчуждение


Психическое отчуждениеМы убеждены в том, что психопатологическая кар­тина психического отчуждения есть наглядный пример природного эксперимента, который может помочь рас­крыть некоторые стороны сознания личности. Экспе­римент, о котором мечтал Е. Кондильяк, построив­ший в своем воображении идеальную одушевленную ста­тую, Жане пытался осуществить на живом человеке, изучая нарушения сознания методом гипнотического внушения в клинике. «Благодаря болезненному состоя­нию,- писал П. Жане,- давно известному врачам, но мало исследованному философами, мы нашли подобную статую. При нервном заболевании, известном под име­нем каталепсии, наблюдается полное и внезапное исчез­новение сознания, за которым следует постепенное вос­становление его; этим состоянием мы и воспользуемся для своих экспериментов».Мы можем продолжить сравнение с живыми статуя­ми на нашем клиническом материале. Больные с симп­томами деперсонализации переживают своеобразное двойственное состояние: им кажется, что они потеряли чувственность и реальность ощущения своего тела, не испытывают чувства реальности в восприятии внешнего мира; они говорят о потере своих эмоций, об отсутствии образов в процессе мышления, о полной пустоте своей психики. Больным кажется, что они переживают исчез­новение своего Я, обезличиваются и превращаются в без­вольные автоматы. Но объективное исследование пока­зывает относительную сохранность функций органов чувств, эмоциональных переживаний и разумность мыс­лительного процесса.
Больные субъективно переживают опустошение своей личности и превращение в автоматически действующее существо, но в то же время правильно, разумно рассуж­дают и действуют. Эти «живые статуи», вернее, «живые автоматы», имеют то важное преимущество перед «ста­туями» П. Жане, что находятся в более или менее ясном сознании и разумно анализируют свое состояние. Имен­но благодаря этому преимуществу ряд крупных психо­логов придавали клинической картине деперсонализа­ции, описанной Крисгабером, огромное значение. Тэн о работе Крисгабера писал: «Я нахожу, что это маленькое сообщение более поучительно, чем метафизический том о субстанции Я». Тэн и Рибо поддерживают сенсуалисти­ческие взгляды Крисгабера. Тэн образно сравнивает состояние пациента с гусени­цей, которая, сохранив свои гусеничные понятия и вос­поминания, превратилась в бабочку с чувствами и ощу­щениями бабочки. Между старым и новым – между Я гусеницы и Я бабочки – зияет глубокая пропасть.
Человек, его природа последовательно раскрывается в процессе разрешения основного методологического во­проса об отношении сознания личности к объективной действительности на протяжении всей предшествующей истории общества. На отдельных поворотных историче­ских этапах развития социально-экономических форма­ций, в огне классовых битв, идеологических острых столкновений, борьбы философских, психологических направлений и научно-технического прогресса эта глубо­чайшая проблема познания человеческой личности в своем поступательном движении, претерпевала коренные изменения.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.