Психическое отчуждение
Мы убеждены в том, что психопатологическая картина психического отчуждения есть наглядный пример природного эксперимента, который может помочь раскрыть некоторые стороны сознания личности. Эксперимент, о котором мечтал Е. Кондильяк, построивший в своем воображении идеальную одушевленную статую, Жане пытался осуществить на живом человеке, изучая нарушения сознания методом гипнотического внушения в клинике. «Благодаря болезненному состоянию,- писал П. Жане,- давно известному врачам, но мало исследованному философами, мы нашли подобную статую. При нервном заболевании, известном под именем каталепсии, наблюдается полное и внезапное исчезновение сознания, за которым следует постепенное восстановление его; этим состоянием мы и воспользуемся для своих экспериментов».Мы можем продолжить сравнение с живыми статуями на нашем клиническом материале. Больные с симптомами деперсонализации переживают своеобразное двойственное состояние: им кажется, что они потеряли чувственность и реальность ощущения своего тела, не испытывают чувства реальности в восприятии внешнего мира; они говорят о потере своих эмоций, об отсутствии образов в процессе мышления, о полной пустоте своей психики. Больным кажется, что они переживают исчезновение своего Я, обезличиваются и превращаются в безвольные автоматы. Но объективное исследование показывает относительную сохранность функций органов чувств, эмоциональных переживаний и разумность мыслительного процесса.
Больные субъективно переживают опустошение своей личности и превращение в автоматически действующее существо, но в то же время правильно, разумно рассуждают и действуют. Эти «живые статуи», вернее, «живые автоматы», имеют то важное преимущество перед «статуями» П. Жане, что находятся в более или менее ясном сознании и разумно анализируют свое состояние. Именно благодаря этому преимуществу ряд крупных психологов придавали клинической картине деперсонализации, описанной Крисгабером, огромное значение. Тэн о работе Крисгабера писал: «Я нахожу, что это маленькое сообщение более поучительно, чем метафизический том о субстанции Я». Тэн и Рибо поддерживают сенсуалистические взгляды Крисгабера. Тэн образно сравнивает состояние пациента с гусеницей, которая, сохранив свои гусеничные понятия и воспоминания, превратилась в бабочку с чувствами и ощущениями бабочки. Между старым и новым – между Я гусеницы и Я бабочки – зияет глубокая пропасть.
Человек, его природа последовательно раскрывается в процессе разрешения основного методологического вопроса об отношении сознания личности к объективной действительности на протяжении всей предшествующей истории общества. На отдельных поворотных исторических этапах развития социально-экономических формаций, в огне классовых битв, идеологических острых столкновений, борьбы философских, психологических направлений и научно-технического прогресса эта глубочайшая проблема познания человеческой личности в своем поступательном движении, претерпевала коренные изменения.
Метки: нарушение, отчуждение, эксперимент
Страницы: 1 2