Установление причинно-следственных связей явлений
Задача любого исследования как целенаправленного познания заключается в установлении причинно-следственных связей явлений и познании сущности этих явлений через раскрытие их причинно-следственных связей. Такую задачу в психологии, как и в любой другой науке, можно осуществить с помощью одного из двух основных методов (все остальные будут производными от них): наблюдения и эксперимента. Различие этих двух методов глубоко и образно отметил И. П. Павлов, употребляя вместо слова «эксперимент» слово «опыт», как было принято в прошлом веке: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы, то что он хочет»35. Именно поэтому в эксперименте сознательно создаются определенные условия, чтобы вырвать изучаемое явление из взаимосвязей со всеми другими, кроме одного. Такой «отрыв», если это возможно, к тому же еще и усиливается или варьируется по своей силе. Вторым отличительным качеством эксперимента является принципиальная возможность его повторения в наиболее схожих условиях с тем же или подобным объектом для сравнения полученных результатов.Ни измерения, ни ‘формы регистрации, которые очень важны для любого, в том числе и психологического, эксперимента, не определяют его сущности, так как в равной мере относятся и к наблюдению. Правильнее сказать, измерения и регистрация, будучи формами наблюдения, тем самым входят и в эксперимент, поскольку давно понято, что наблюдение за ходом эксперимента (вообще, а в психологии в особенности!) имеет первостепенное значение. Эксперимент опирается на наблюдение и включает его в себя, подчиняя своим задачам.
В любой науке из взаимосвязи явлений методом эксперимента вырываются те явления, которые, будучи объектом экспериментирования, тем самым становятся предметом данной науки. Физический эксперимент изменяет и через целенаправленные изменения исследует и познает закономерные связи физических явлений, биологический эксперимент – биологических. В равной степени психологический эксперимент через целенаправленные изменения исследует и познает закономерные связи психических, явлений. Физические эксперименты давно уже потеряли возможность непосредственно наблюдать изучаемые явления; психологические эксперименты никогда и не имели такой возможности. Но это не меняет сущности ни первых, ни вторых. В любой науке эксперименты могут быть неудачными. Но они могут быть и ошибочно поставленными, методологически неверными, что делает их псевдоэкспериментами (например, эксперименты алхимиков). Тесты представляют собой психологический эксперимент, который может принимать форму как лабораторного, так и естественного эксперимента. Тестирование же превращает их в псевдоэксперимент.
Метки: связь, установление, явление
Страницы: 1 2