Установление причинно-следственных связей явлений


Задача любого исследования как целенаправленного позна­ния заключается в установлении причинно-следственных связей явлений и познании сущности этих явлений через раскрытие их причинно-следственных связей. Такую задачу в психологии, как и в любой другой науке, можно осуществить с помощью одного из двух основных методов (все остальные будут производными от них): наблюдения и эксперимента. Различие этих двух мето­дов глубоко и образно отметил И. П. Павлов, употребляя вместо слова «эксперимент» слово «опыт», как было принято в прошлом веке: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы, то что он хочет»35. Именно поэтому в эксперименте сознательно создаются определенные условия, чтобы вырвать изучаемое явление из взаимосвязей со всеми дру­гими, кроме одного. Такой «отрыв», если это возможно, к тому же еще и усиливается или варьируется по своей силе. Вторым отличительным качеством эксперимента является принципиаль­ная возможность его повторения в наиболее схожих условиях с тем же или подобным объектом для сравнения полученных ре­зультатов.Ни измерения, ни ‘формы регистрации, которые очень важны для любого, в том числе и психологического, эксперимента, не определяют его сущности, так как в равной мере относятся и к наблюдению. Правильнее сказать, измерения и регистрация, бу­дучи формами наблюдения, тем самым входят и в эксперимент, поскольку давно понято, что наблюдение за ходом эксперимен­та (вообще, а в психологии в особенности!) имеет первостепенное значение. Эксперимент опирается на наблюдение и включает его в себя, подчиняя своим задачам.
В любой науке из взаимосвязи явлений методом эксперимен­та вырываются те явления, которые, будучи объектом экспери­ментирования, тем самым становятся предметом данной науки. Физический эксперимент изменяет и через целенаправленные из­менения исследует и познает закономерные связи физических явлений, биологический эксперимент – биологических. В равной степени психологический эксперимент через целенаправленные изменения исследует и познает закономерные связи психических, явлений. Физические эксперименты давно уже потеряли возмож­ность непосредственно наблюдать изучаемые явления; психоло­гические эксперименты никогда и не имели такой возможности. Но это не меняет сущности ни первых, ни вторых. В любой нау­ке эксперименты могут быть неудачными. Но они могут быть и ошибочно поставленными, методологически неверными, что де­лает их псевдоэкспериментами (например, эксперименты алхи­миков). Тесты представляют собой психологический эксперимент, который может принимать форму как лабораторного, так и есте­ственного эксперимента. Тестирование же превращает их в псев­доэксперимент.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.