Наглядная модель понятия структуры личности


Наглядная модель понятия структуры личностиНаглядная модель понятия структуры и ее основных подструктур, без понимания которых нельзя понять структуры личности, а следовательно, и структур различных способностей. Пониманию этого вопроса может помочь и теория множеств, предложенная в 1870 г. Г. Кантором (1845- 1918) и лежащая в основе математической логики. Теория мно­жеств различает соприкасающиеся множества, каждое из кото­рых имеет только самостоятельные точки (элементы) и пересе­кающиеся множества. Последние бывают двух видов. В одном случае пересекающиеся множества имеют только часть общих точек самостоятельных множеств. В приведенном примере – это совпадающие остановки различных видов городского транспорта. В другом случае одно из множеств совсем не имеет самостоятель­ных точек (это и есть наложенная подструктура).Таково то философское понимание структуры, опираясь на ко­торое мы пытаемся раскрыть структуру личности и место в. ней способностей.
Концепция динамической функциональной структуры личности. Наиболее кратким и вместе с тем наиболее емким определе­нием личности мы считаем следующее: личность – это человек как носитель сознания. Выдвинутые возражения против такой формулировки легко можно опровергнуть.
Так, Л. П. Буева считает, что данное определение акценти­рует внимание на психологическом аспекте личности, тогда как личность в целом не психологическая, а социологическая катего­рия. Но ведь и сознание – это также не только психологическая, но и социологическая и философская категория. И не может быть двух принципиально различных пониманий личности и созна­ния- философского и психологического, как не может быть и двух пониманий материи – философского и физического. Воз­можны только разные аспекты их освещения. Определение же, даваемое Л. П. Буевой,- «Личность – это человек в совокупно­сти его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений» 41 – по существу пред­ставляет собой отождествление личности и человека, так как «совокупность социальных качеств, формирующихся в различ­ных видах общественной деятельности и отношений»,- это и есть определение человека. Азбучной истиной марксизма (и со­ветской психологии), как мы полагаем, является положение, что сознание не только пассивно, зеркально отражает мир, но и тво­рит его. Маркс и Энгельс навсегда покончили с фейербахианским пониманием сознания как пассивного созерцания.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.