Значение для понимания профессиональных способностей


Значение для понимания профессиональных способностейВыводы Э. С. Чугуновой имеют очень большое значение для понимания не только сущности профессиональной адаптации, но и социальной сущности самих профессиональных способностей Они подтверждают сформулированную Марксом закономер­ность: Только в коллективе получает индивид средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков. Из материала Э. С. Чугуновой видно, что для профессиональной адаптации необходимы не только навыки, полученные при рабо­те в одном коллективе, и межличностные отношения, образовав­шиеся именно в этом (училищном) коллективе и ставшие свое­образным частным навыком, но также умение работать в разных коллективах и в разных коллективах устанавливать нужные про­фессиональные межличностные отношения. А это в свою очередь подтверждает, что в структуру большей части профессиональных способностей входят в качестве существенного компонента ком­муникативные способности.Необходимость развития коммуникативных способностей и на их основе умения установления профессиональных межлич­ностных отношений представляет собой одну из важнейших при­чин, почему профессиональная адаптация должна начинаться одновременно с профпросвещением; лучше всего, когда и то и другое включается в профессиональную практическую деятель­ность: в школе-в виде работы в кружках, а при профессио­нальном обучении в профессионально-техническом училище, тех­никуме или вузе- в виде производственной практики. Н. К. Крупская в своей статье «Выбор профессии» писала еще в 1925 г.: «Очень большую роль может сыграть система при­школьных кружков… Чем разнообразнее будут кружки, тем лег­че подростку будет найти кружок по душе и развернуть там свою работу»45. Начав работу в кружках, подросток будет получать не только нужное и интересное ему профпросвещение, но и профобучение, которое станет вместе с тем и началом его профадаптации. В процессе же профадаптацни отчетливее будут и проявляться и формироваться его способности к выбранной про­фессии. Это хорошо видно на примере организованного в Воро­неже клуба юных медиков. Выпускник ПТУ, прейдя на производство, на котором он уже проходил свою производственную практику сначала в роли под­собного рабочего, а затем и по изучавшейся им специальности, совсем иначе будет адаптироваться, чем не проходивший этой практики или проходивший ее только формально (что бывает еще чаще).

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.