Значение для понимания профессиональных способностей
Выводы Э. С. Чугуновой имеют очень большое значение для понимания не только сущности профессиональной адаптации, но и социальной сущности самих профессиональных способностей Они подтверждают сформулированную Марксом закономерность: Только в коллективе получает индивид средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков. Из материала Э. С. Чугуновой видно, что для профессиональной адаптации необходимы не только навыки, полученные при работе в одном коллективе, и межличностные отношения, образовавшиеся именно в этом (училищном) коллективе и ставшие своеобразным частным навыком, но также умение работать в разных коллективах и в разных коллективах устанавливать нужные профессиональные межличностные отношения. А это в свою очередь подтверждает, что в структуру большей части профессиональных способностей входят в качестве существенного компонента коммуникативные способности.Необходимость развития коммуникативных способностей и на их основе умения установления профессиональных межличностных отношений представляет собой одну из важнейших причин, почему профессиональная адаптация должна начинаться одновременно с профпросвещением; лучше всего, когда и то и другое включается в профессиональную практическую деятельность: в школе-в виде работы в кружках, а при профессиональном обучении в профессионально-техническом училище, техникуме или вузе- в виде производственной практики. Н. К. Крупская в своей статье «Выбор профессии» писала еще в 1925 г.: «Очень большую роль может сыграть система пришкольных кружков… Чем разнообразнее будут кружки, тем легче подростку будет найти кружок по душе и развернуть там свою работу»45. Начав работу в кружках, подросток будет получать не только нужное и интересное ему профпросвещение, но и профобучение, которое станет вместе с тем и началом его профадаптации. В процессе же профадаптацни отчетливее будут и проявляться и формироваться его способности к выбранной профессии. Это хорошо видно на примере организованного в Воронеже клуба юных медиков. Выпускник ПТУ, прейдя на производство, на котором он уже проходил свою производственную практику сначала в роли подсобного рабочего, а затем и по изучавшейся им специальности, совсем иначе будет адаптироваться, чем не проходивший этой практики или проходивший ее только формально (что бывает еще чаще).
Метки: закономерность, коллектив, понимание
Страницы: 1 2