Уровни развития сознания личности
Формирование индивидуального сознания личности в течение ее онтогенетического развития осуществляется последовательными ступенями, вернее уровнями, восходящими от элементарных ощущений до высших форм проявления интеллекта, эмоциональной сферы и разумно-нравственного поведения.
Переходим к системному обзору указанных уровней развития личности, условий их становления, направленности, преемственности их закономерного чередования и взаимного опосредования. Поскольку в основе развития человеческой личности лежит познание окружающего и самого себя и осознанной практической деятельности, то при установлении стадий, уровней индивидуального развития возникает необходимость исходить из принципа отражения.
В «Философских тетрадях» В. И. Ленин наметил уровни отражательного процесса: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности. При подразделении развития сознания человека на уровни мы будем придерживаться указанного методологического положения.
Намечаются следующие уровни: 1) сенсорно-перцептивный; 2) мыслительно-логический; 3) уровень овладения двигательными функциями и практической деятельностью; 4) уровень сознательного управления витальными влечениями, аффективностью и эмоциями; 5) уровень разумно-нравственного самоуправления поведением.
Обратимся прежде всего к некоторым общим вопросам методологического характера, имеющим отношение к концепции об уровнях сознания. Современная материалистическая теория информации органически связана с проблемой гностического отражения внешней среды и собственного тела в головном мозге человека. Н. Винер (1958) в книге «Кибернетика и общество» рассматривает информацию как определенное содержание, полученное из внешнего мира в процессе приспособления к нему нас самих и наших чувств. Объективное содержание информационных сведений отражается и присваивается в процессе активного самоуправляющегося воздействия человека на окружающую среду. Таким образом, объективная, независимая от субъекта информация, отображаясь, трансформируется в субъективную форму познавательной информации в сознании личности.
Психическое содержание сознания, возникшее в результате активного взаимного воздействия двух материальных систем (человек и среда), естественно, должно обнаружить в себе двойственную природу. Трансформированная отображенная познавательная информация последовательно фиксируется, накапливается и организуется в биологическом субстрате центральной нервной системы человека.
Следовательно, биологический субстрат мозга становится носителем сенсорных, перцепторных, эмоциональных, мнестических, мыслительных и психомоторных функций. Тем самым органы чувств, головной мозг и вся телесность приобретают человеческую сущность именно в процессе общественно-исторической трудовой практической деятельности людского коллектива.
Метки: ощущение, сознание, уровень
Страницы: 1 2