Уровни развития сознания личности


Уровни развития сознания личностиФормирование индивидуального сознания личности в течение ее онтогенетического развития осуществляется последовательными ступенями, вернее уровнями, восхо­дящими от элементарных ощущений до высших форм проявления интеллекта, эмоциональной сферы и разум­но-нравственного поведения.
Переходим к системному обзору указанных уровней развития личности, условий их становления, направлен­ности, преемственности их закономерного чередования и взаимного опосредования. Поскольку в основе развития человеческой личности лежит познание окружающего и самого себя и осознанной практической деятельности, то при установлении стадий, уровней индивидуального развития возникает необходимость исходить из прин­ципа отражения.
В «Философских тетрадях» В. И. Ленин наметил уровни отражательного процесса: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности. При подразделении развития сознания человека на уров­ни мы будем придерживаться указанного методологиче­ского положения.
Намечаются следующие уровни: 1) сенсорно-перцеп­тивный; 2) мыслительно-логический; 3) уровень овладе­ния двигательными функциями и практической деятель­ностью; 4) уровень сознательного управления витальны­ми влечениями, аффективностью и эмоциями; 5) уровень разумно-нравственного самоуправления поведением.
Обратимся прежде всего к некоторым общим вопро­сам методологического характера, имеющим отношение к концепции об уровнях сознания. Современная мате­риалистическая теория информации органически связана с проблемой гностического отражения внешней среды и собственного тела в головном мозге человека. Н. Винер (1958) в книге «Кибернетика и общество» рассматри­вает информацию как определенное содержание, полу­ченное из внешнего мира в процессе приспособления к нему нас самих и наших чувств. Объективное содержание информационных сведений отражается и присваивается в процессе активного само­управляющегося воздействия человека на окружающую среду. Таким образом, объективная, независимая от субъекта информация, отображаясь, трансформируется в субъективную форму познавательной информации в сознании личности.
Психическое содержание сознания, возникшее в результате активного взаимного воздействия двух мате­риальных систем (человек и среда), естественно, долж­но обнаружить в себе двойственную природу. Трансфор­мированная отображенная познавательная информация последовательно фиксируется, накапливается и органи­зуется в биологическом субстрате центральной нервной системы человека.
Следовательно, биологический субстрат мозга стано­вится носителем сенсорных, перцепторных, эмоциональ­ных, мнестических, мыслительных и психомоторных функций. Тем самым органы чувств, головной мозг и вся телесность приобретают человеческую сущность именно в процессе общественно-исторической трудовой практи­ческой деятельности людского коллектива.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.