Учение о психическом автоматизме
Физически и психически здоровая личность имеет реальную возможность присваивать знания, неисчерпаемые духовные богатства, накопленные человечеством. Как же эти духовные ценности усваиваются в огромном объеме и многообразии, сохраняются и воспроизводятся в любой нужный момент в сознании человека, в его деятельности?
Нам кажется, что этот вопрос в значительной степени освещается при изучении психического автоматизма. Мысль о наличии автоматизированных механизмов в поведении человека не нова. Она многих исследователей приводила к выводу, будто человек есть не что иное, как чрезвычайно сложный автомат. Данное механическое воззрение имеет свою длительную историю. Подобное представление о человеке исходит прежде всего от Декарта, который выдвинул впервые идею о машинообразной структуре тела и механизме рефлекторного акта. Однако он дуалистически разрешал коренной методологический вопрос об отношении телесного к психическому. Если животных он отождествлял с рефлекторными машинами, то в отношении человека он допускал наличие самостоятельной мыслящей души в машинной структуре тела.
Страницы: 1 2