Учение о психическом автоматизме


Учение о психическом автоматизмеЛичность научается управлять своими психическими процессами. Обдумывая поставленную пе­ред собой цель, мы используем логику мыслительных процессов также в качестве «орудия труда». В этой дея­тельности самосознание выделяет свое Я как руководя­щее начало. Подобно тому как человек – организатор и преобразователь своей среды, так и его самосознание – хозяин и организатор своего субъективного мира. Поэтому мы чувствуем, что наше Я – господин над желаниями, влечениями и обладает способностью выбора.Перейдем к рассмотрению последнего пятого уровня индивидуального развития личности – разумно-нравст­венного сознания и поведения человека. В ходе социаль­но-исторического становления личность претерпевает ряд изменений и проходит отдельные стадии эволюции. В истории общества, его отдельных формаций, в кото­рых господствовал принцип частной собственности, за­кладывались основы как индивидуалистической, так и коллективистической форм сознания и поведения. В со­временном обществе эти две формы общественного со­знания сосуществуют. В социалистическом обществе пер­вая форма перерастает во вторую.
Индивидуалистически-эгоцентрическая форма пове­дения противоречит интересам коллектива социалистиче­ского общества и становится источником различных про­явлений аморального и криминального поведения. Инте­ресы же и стремления личности с коллективистической формой сознания и поведения, совпадающие с интере­сами общества в целом, поднимают личность на высшую ступень ее развития. Познавательная деятельность ее со­знания приобретает разумно-этический характер. Прео­долевая стихию зоологического индивидуализма, челове­ческая личность становится подлинным творцом и хо­зяином мира.
Анализ изложенных выше пяти уровней индиви­дуального развития психической сферы человека пока­зывает, как с момента его рождения постепенно на каж­дом этапе жизни преодолеваются различного рода сти­хии; он овладевает ими, освобождается от зависимости от них, преобретая активность и личную свободу.
На одном уровне он овладевает стихией неорганизо­ванности сенсориума, на другом – преодолевает ограни­ченность масштабов чувственно-предметного познания мышлением, на третьем – становится хозяином своих те­лесных функций и в коллективном труде преодолевает стихии в природе и обществе, на четвертом – овладевает стихией своих влечений, аффектов и страстей, превра­щает их в источник активности и энергии и, наконец, на пятом – одолевая симптомы зоологического индивидуа­лизма в сознании и поведении, поднимается на вершину разумной нравственности.
Преодолевая различного рода стихии биологического порядка, человек приобретает личную свободу и способ­ность управления самим собой и окружающей его сре­дой. Усвоенные знания, привычные автоматизированные трудовые навыки, умение работать физически, интеллек­туально и отдыхать, обычно подчинены сознанию, кото­рое в любых условиях может изменять их направлен­ность, интенсивность и содержание. В этой специфической, наиболее важной особенности человеческой личности, т. е. в постоянном умении сво­бодно управлять в бодрствующем состоянии своим сенсориумом, мыслями, аффектами и действиями, мы ус­матриваем один из наиболее существенных признаков душевного здоровья личности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.