Свойство души
Аристотель понимал что мы теперь называем представлением. Под способностью стремления к чему-либо или от чего-либо, способностью, неразлучной с ощущением, он понимал побудительное свойство души, определяемое объектом, о котором сообщают познавательные способности и чувства удовольствия или неудовольствия.Но наиболее важно, что в понимании души Аристотель в трактате «О душе» первым приблизился к понятию «психики». Для учения о способностях имеет значение и разделение Аристотелем понятий теоретического и практического ума. Понятие «ум» («нус») ввел еще древнегреческий философ Анаксагор. Но «Аристотель открыл область, где умственная деятельность приобретает особую структуру, подчиненную задаче практического овладения объектами или ситуациями-пишет М. Г. Ярошевский, сравнивая высказывания двух крупнейших античных мыслителей. «Платон направил мысль Аристотеля к понятию о способности как потенциально данном внутреннем свойстве тела, без которого внешнее детерминационное воздействие не может произвести свой эффект» 9. Эта мысль Аристодя только через полторы тысячи лет нашла четкое, научно-материалистическое выражение в идеях советских психологов, и прежде всего С. Л. Рубинштейна, о внутреннем опосредовании внешних условий.
Дальнейший вклад в учение о способностях сделал во II веке до н. э. Гален. < Синтезировав достижения античной мысли, он разделил понятия «жизненной пневмы» и «психической пневмы», производящейся и хранящейся в мозговых желудочках и специфической для каждого органа чувств. Развивая взгляды Гиппократа, Гален выделил 13 темпераментов (понятие о четырех темпераментах появилось много позднее), определявшихся красисом соков организма. Для учения о способностях наиболее важно, что к четырем аристотелевским причинам (материальной, формальной, действующей и целевой) он прибавил пятую – «то, при помощи чего», которая в дальнейшем и стала пониматься как способность.
Учение Галена о функциях души развивал Ибн-Сина (Авиценна). Он учил, что пневма может стать носителем различных способностей (сил), в том числе и душевных, хотя они и не присущи ей изначально. Ибн-Сина один из первых четко поставил вопрос о возможности развития душевных способностей. Его современник Ибн Аль-Хайсам (Альгазена), основоположник учения о зрении, писал, что «способность различения порождается суждением». Здесь особенно ценна попытка объяснить эту способность не внутренними силами души, а закономерностями, которым подчинены физические явления.
В то время, однако, господствовала идеалистическая философия, которая к учению о способностях добавила лишь способность к самопознанию, интроспекции (Плотин) и способность к внутреннему опыту (Августин). Эта идеалистическая линия была продолжена в XIII в. Фомой Аквинским, который, выхолостив передовые идеи Аристотеля и отбросив учение о пневме как посредствующем звене между телесным и духовным, расположил все способности в ступенчатом иерархическом ряду: растительная душа, животная, человеческая .и внутри последней ощущение, представление, понятие. Это была не классификация в подлинном смысле, а лестница, отражающая социальную иерархию феодальных, отношений: низшее подчиняется высшему и служит ему, но не переходит в него.
Метки: объект, свойство, чувство
Страницы: 1 2