Свойство души


Свойство душиАристотель понимал что мы теперь называем пред­ставлением. Под способностью стремления к чему-либо или от чего-либо, способностью, неразлучной с ощущением, он понимал побудительное свойство души, определяемое объектом, о котором сообщают познавательные способности и чувства удовольствия или неудовольствия.Но наиболее важно, что в понимании души Аристотель в трак­тате «О душе» первым приблизился к понятию «психики». Для учения о способностях имеет значение и разделение Аристотелем понятий теоретического и практического ума. Понятие «ум» («нус») ввел еще древнегреческий философ Анаксагор. Но «Ари­стотель открыл область, где умственная деятельность приобрета­ет особую структуру, подчиненную задаче практического овладе­ния объектами или ситуациями-пишет М. Г. Ярошевский, сравнивая высказывания двух крупнейших античных мыслите­лей. «Платон направил мысль Аристотеля к понятию о способно­сти как потенциально данном внутреннем свойстве тела, без ко­торого внешнее детерминационное воздействие не может произ­вести свой эффект» 9. Эта мысль Аристодя только через полто­ры тысячи лет нашла четкое, научно-материалистическое выраже­ние в идеях советских психологов, и прежде всего С. Л. Рубин­штейна, о внутреннем опосредовании внешних условий.
Дальнейший вклад в учение о способностях сделал во II веке до н. э. Гален. < Синтезировав достижения античной мысли, он разделил понятия «жизненной пневмы» и «психической пневмы», производящейся и хранящейся в мозговых желудочках и специ­фической для каждого органа чувств. Развивая взгляды Гиппо­крата, Гален выделил 13 темпераментов (понятие о четырех тем­пераментах появилось много позднее), определявшихся красисом соков организма. Для учения о способностях наиболее важно, что к четырем аристотелевским причинам (материальной, фор­мальной, действующей и целевой) он прибавил пятую – «то, при помощи чего», которая в дальнейшем и стала пониматься как способность.
Учение Галена о функциях души развивал Ибн-Сина (Авицен­на). Он учил, что пневма может стать носителем различных спо­собностей (сил), в том числе и душевных, хотя они и не присущи ей изначально. Ибн-Сина один из первых четко поставил вопрос о возможности развития душевных способностей. Его современ­ник Ибн Аль-Хайсам (Альгазена), основоположник учения о зре­нии, писал, что «способность различения порождается суждени­ем». Здесь особенно ценна попытка объяснить эту способность не внутренними силами души, а закономерностями, которым подчи­нены физические явления.
В то время, однако, господствовала идеалистическая филосо­фия, которая к учению о способностях добавила лишь способ­ность к самопознанию, интроспекции (Плотин) и способность к внутреннему опыту (Августин). Эта идеалистическая линия была продолжена в XIII в. Фомой Аквинским, который, выхолостив пе­редовые идеи Аристотеля и отбросив учение о пневме как пос­редствующем звене между телесным и духовным, расположил все способности в ступенчатом иерархическом ряду: растительная душа, животная, человеческая .и внутри последней ощущение, представление, понятие. Это была не классификация в подлинном смысле, а лестница, отражающая социальную иерархию феодаль­ных, отношений: низшее подчиняется высшему и служит ему, но не переходит в него.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.