Требования к целенаправленному формированию способностей
Отдельные элементы, входящие в способности, которые уже удавалось развивать в процессе психической гимнастики (этот термин мы предпочитаем термину «психотренировки»), в основном относятся к свойствам личности, входящим в третью и четвертую ее подструктуры. Отсюда вовсе не следует, что только этим приходится ограничиваться. Скорее, можно говорить об ограниченности уже накопленного опыта.
Б. Г. Ананьев установил «важный для теории способностей факт: в процессе развития данной деятельности формируются не только соответствующие способности, но и первичные элементы способностей к другим смежным деятельностям»43. Достаточно заменить выражение «первичные элементы способностей» на «элементарные способности», чтобы увидеть, что указанная закономерность хорошо подтверждает наше понимание сущности и структуры способностей и в свою очередь хорошо объясняется им. Ведь уровень развития сложной способности зависит как от прочности, устойчивости и многообразия связей между отдельными компонентами ее структуры, так и от степени развития каждого из этих компонентов. В различных способностях имеются общие компоненты. Если в структуру способности А входят элементы а, б, в, г, причем все они хорошо сформированы в других способностях (скажем, Б, В, Г и Д), то для развития способности А будет достаточно только укрепить в новой деятельности связи между уже хорошо развитыми а, б, в и г.
Психосоматические тренировки. Маркс и Энгельс утверждали: «Призвание, назначение, задача всякого человека-всесторонне развивать все свои способности»44. Это призвание определило поиск людьми различных методов самовоспитания личности и владения своим организмом. В последние годы и у нас и за рубежом все больше внимания уделяется так называемой аутогенной тренировке (аутотренингу) как методу формирования способностей. История этого метода, который лучше называть психосоматической тренировкой, корнями уходит в далекое прошлое, когда он успешно применялся, будучи включенным в различные религиозные ритуалы.
Страницы: 1 2