Требования к целенаправленному формированию способностей


Требования к целенаправленному формированию способностейПриведенные требования к целенаправленному формирова­нию способностей можно сформулировать и короче – способно­сти должны формироваться в процессе той деятельности, для которой они нужны, причем лучше не в одном, а в различных ее видах (учебной, производственной, спортивной, эксперименталь­ной), но обязательно аналогичных по структуре; упражнения должны быть систематическими, сознательными, постепенно усложняющимися, достаточно трудными, но посильными; они должны быть связаны со стремлением, опирающимся на соответ­ствующую потребность к получению лучших результатов и уст­ранению ошибочных действий, основывающимся на учете и ана­лизе получаемых результатов.Первая часть этой формулы – «способности должны форми­роваться в процессе той деятельности, для которой они нуж­ны»,- созвучна по смыслу с известной мыслью Б. М. Теплова: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»39. Но эта его мысль нередко понимается так, будто бы способности могут вы­являться и формироваться только в одной деятельности. Очень отчетливо это звучит, например, у В. А. Крутецкого: «Математи­ческие способности существуют только в математической дея­тельности и в ней должны выявляться»40.
Не соглашаясь с такой односторонней трактовкой мысли Б. М. Теплова, мы на основании опыта изучения формирования летных способностей и дополнили свою формулу вторым требо­ванием – «лучше не в одном, а в различных ее (деятельности) видах». Нет никаких сомнений, что способности летчика форми­руются не только в полете или на тренажере, но и в спорте. По­следнее положение доказано Н. К. Меньшиковым41 и особо тща­тельно разработано В. Л. Марищуком42. Чисто лабораторные тренировки, как показали наши совместные работы с Ю. И. Шпи­гелем и Л. М. Розет, также лучше сочетать с физической подго­товкой. Есть все основания утверждать, что определенные струк­туры математических способностей могут формироваться, напри­мер, в процессе игры в шахматы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.