Требования к целенаправленному формированию способностей
Приведенные требования к целенаправленному формированию способностей можно сформулировать и короче – способности должны формироваться в процессе той деятельности, для которой они нужны, причем лучше не в одном, а в различных ее видах (учебной, производственной, спортивной, экспериментальной), но обязательно аналогичных по структуре; упражнения должны быть систематическими, сознательными, постепенно усложняющимися, достаточно трудными, но посильными; они должны быть связаны со стремлением, опирающимся на соответствующую потребность к получению лучших результатов и устранению ошибочных действий, основывающимся на учете и анализе получаемых результатов.Первая часть этой формулы – «способности должны формироваться в процессе той деятельности, для которой они нужны»,- созвучна по смыслу с известной мыслью Б. М. Теплова: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»39. Но эта его мысль нередко понимается так, будто бы способности могут выявляться и формироваться только в одной деятельности. Очень отчетливо это звучит, например, у В. А. Крутецкого: «Математические способности существуют только в математической деятельности и в ней должны выявляться»40.
Не соглашаясь с такой односторонней трактовкой мысли Б. М. Теплова, мы на основании опыта изучения формирования летных способностей и дополнили свою формулу вторым требованием – «лучше не в одном, а в различных ее (деятельности) видах». Нет никаких сомнений, что способности летчика формируются не только в полете или на тренажере, но и в спорте. Последнее положение доказано Н. К. Меньшиковым41 и особо тщательно разработано В. Л. Марищуком42. Чисто лабораторные тренировки, как показали наши совместные работы с Ю. И. Шпигелем и Л. М. Розет, также лучше сочетать с физической подготовкой. Есть все основания утверждать, что определенные структуры математических способностей могут формироваться, например, в процессе игры в шахматы.
Метки: процесс, требование, упражнение
Страницы: 1 2