Связь мышления с ощущениями


У человека не может быть ощущения без мышления и мышления без ощущения. Правильность отражения объективного мира в ощущениях и понятиях человека проверяется практикой. В человеческой речи различают две стороны: человек говорит, т. е. произносит в определенной последовательности ряд членораздельных звуков, из которых складываются слова и фразы, выражающие мысли,-это моторная, или экспрессивная, часть речи. Слыша чужую речь, человек осмысляет ее, связывает слышанные им слова с определенными предметами и явлениями-это сенсорная, или рецептивная, часть речи. Характер речевых расстройств можно понять, лишь зная механизм формирования речевых функций в процессе онтогенеза. Речь ребенка  развивается по законам образования условных связей, условных рефлексов. Среди всех сочетаний звуков, которые ребенок слышит на первом году жизни, некоторые постоянно связываются с предметами, появляющимися в поле его зрения и вызывающими безусловную ориентировочную реакцию. Таким образом, благодаря часто повторяющемуся одновременному возбуждению в зрительном и слуховом анализаторах (затылочная и височная области) между ними образуется условная связь. Это ведет к тому, что вид предмета начинает вызывать его звуковой образ. Звуковой образ – это совокупность речевых сочетаний звуков (фонем) родного языка. Затем и одновременно образуются связи между звуковыми образами слов, т. е. словесными сигналами предметов и уже не только зрительными их отражениями, но всеми отражениями, вызываемыми предметами и явлениями в других анализаторах мозговой коры. Теперь уже словесные обозначения вызывают реакции, подобные тем, которые вызывают и сами предметы, и явления. Ребенок начинает понимать слова, звуковой образ слова вызывает соответствующее представление. В основе этого процесса лежит главным образом сложная аналитико-синтетическая деятельность слухоречевого анализатора, структурно представленного в верхней височной извилине левого полушария; однако в осуществлении ее принимают участие и другие отделы мозговой коры. Так формируется устная рецептивная речь. Следующим этапом в развитии речи является формирование устной экспрессивной речи. В основе всякого обучения у человека лежит подражание. Слыша определенные звуковые речевые сочетания (фонемы) и владея врожденной способностью производить звуки голосом, ребенок повторяет то, что он слышит.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.