Субъективно-идеалистические школы


Субъективно-идеалистические школыСторонники различных субъективно-идеалистических школ в философии, психологии и психопатологии безот­носительно к тому, выражают ли они свои мысли откровенно либо завуалированно, рассматривают Я как неза­висимую и самостоятельно существующую субстанцию. Этот принцип субстанциональности Я неизбежно приводит их к утверждению имманентности сознания Я, к отго­раживанию личности от внешней среды, к абсолютному противопоставлению чувственно-предметной сферы со­знания Я сознанию, к отрыву психики от ее материаль­ного субстрата и, наконец, к игнорированию роли соци­ально-исторического процесса в формировании человече­ского сознания.В любом познавательном акте раскрывается следую­щая характерная особенность: например, увидев дом, я говорю: «Это я воспринимаю дом», однако я могу ска­зать иначе: «Это есть дом». При этом смысл останется тот же, но все же в первом случае подчеркивается субъ­ективный характер восприятия, а во втором – объектив­ное содержание его. Конечно, нужно признать мое лич­ное участие в акте видения дома. Тем не менее в любом восприятии, эмоции, рассуждении и действии в обычной практике жизни наше переживание направлено непосред­ственно на объект, существующий независимо от нашего Я, а не на переживание самого себя.
Затрагивая эту особенность в познавательном акте, И. М. Сеченов полагает, что всякое чувствование прояв­ляется в сознании и речи в двоякой форме: без придатка Я и с ним. «В первом случае, чувствование или мысль, облеченная в слово, имеют характер объективной пере­дачи испытанного: „дерево лежит на земле», „собака бе­жит», „кричит воробей», „цветок пахнет». Во втором те же самые акты получают характер описания личного чув­ствования определенной формы: „я вижу дерево лежа­щим на земле», „я вижу бегущую собаку», „я слышу крик воробья», „я ощущаю запах цветка».
Вся разница между ними только в прибавке двух субъективных членов „я вижу», „я слышу», а между тем такой резкой кажется она не только по форме, но и по смыслу: в одном случае передаются события, совершаю­щиеся вне нас, а в другом эти самые события описывают­ся как акты чувствования»
Таким образом, в процессе онтогенетического разви­тия личность, ее самосознание, приобретает способность относиться к актам собственного сознания самокритиче­ски, т. е. научается весьма четко и точно отделять все свое внутреннее, субъективное от всего приходящего из­вне, из объективного мира. Иначе личность не смогла бы самостоятельно существовать. Часто ли сознание нашего Я находится в центре нашего внимания? Представим се­бе, что в любом акте познания и действия мы в своих мыслях и речевой продукции постоянно упоминаем: «Это я вижу, я думаю, я делаю». В этих случаях сознание на­шего Я стало бы фактором, мешающим деятельности че­ловека и снижающим ее продуктивность. Как мы не всег­да направляем наше внимание на ощущения и представ­ления нашего тела, так и не всегда делаем объектом нашего внимания наше собственное Я. Эти самоощущения чаще бывают неосознаваемы вследствие их автоматизации. Конечно, в случае необхо­димости, в силу их эмоциональной потребности, самона­блюдения или патологических отклонений, мы переводим наше Я в центр сознания. Сознание нашего Я обнаруживается всегда во внут­реннем единстве с социально обусловленным психиче­ским содержанием. С. Иодль правильно утверждает, что не существует никакого состояния сознания, в котором наше Я было бы дано без определенного содержания мыслей, желаний. «Чистое» Я, как и «чистое сознание»,- пустая абстракция. Оно есть только словесная и понятий­ная форма, но не психическая реальность.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.