Человек-машина!
Французские материалисты XVIII столетия, в частности Ж. Ламеттри, автор книги «Человек-машина», принимали в основном положение, что человек есть автомат, упрекая Р. Декарта лишь в допущении божественной силы в человеческом теле. По поводу психики животных Ж. Ламеттри в противовес Р. Декарту утверждал о наличии у них внутренних чувств и страстей, дающих им возможность реагировать при помощи превосходных пантомим.Г. Гегель в «Философии духа» внес существенный вклад в эту проблему, хотя и в идеалистической форме. Он указал на активную роль сознания личности в регулировании привычных автоматизированных процессов Ц психике и поведении человека. По его мнению, привычка есть весьма важное, но трудное понятие, а потому психология до сих пор оставляла его без внимания.
В этом понятии высшая индивидуальная жизненность соединяется с противоположным ей бессознательным механическим течением процессов, в котором единичное более незаметно, а выдвигается на первый план лишь общее: «Когда мы учимся читать и писать, всякая буква и всякая черта составляет очень заметное представление; если же мы путем продолжительных упражнений вполне научимся читать и писать, мы уже замечаем лишь целое, а не единичное»
Далее Гегель указывает, что привычка распространяется на все виды и ступени деятельности духа, стояние, походку, акты зрения, мышления и т. д. Привычка есть освобождение и потому путь к свободе естественной души, поэтому говорить с презрением о рабстве привычек неумно, так как на самом деле всякая истинная свобода состоит в том, что мы следуем разумным законам, а это достигается вполне естественным путем с помощью привыкания.
Гегель формулирует единство сознательного и механического в привычке следующим образом: «Мы видим, следовательно, что в привычке наше сознание одновременно и присутствует в вещи, заинтересовано ею, и, наоборот, отсутствует в ней, равнодушно к ней,- что наше «Я» в такой же мере присваивает себе вещь, как и наоборот, отходит от нее,- что душа, с одной стороны, полностью внедряется в свои обнаружения, а с другой стороны, покидает их, придавая им тем самым форму чего-то механического, какого-то голого действия природы»2. Прозорливость гениального мыслителя дала ему возможность распознать в автоматизированной форме привыкания «вторую природу личности». И действительно.
любое осознаваемое, многократно повторяемое присвоение знания действия путем привычной автоматизации освобождает внимание в психическом содержании, но в то Же время сохраняет, редуцирует, фиксирует и переводит в неосознаваемую сферу личности. Гегель здесь обнаруживает диалектику, внутреннюю органическую связь сознательного и автоматизированного отражательного процесса внешней и внутрителесной информации. Неосознаваемое и сознаваемое не противостоят друг другу, это лишь разные уровни психического отражения (А. Н. Леонтьев).
В середине XIX столетия понимание человека как автомата было подхвачено представителями вульгарного материализма (Бюхнер, Фохт, Молешотт и др.). Сложные физиологические и психические процессы в организме человека они сводили к механическим и автоматически протекающим явлениям. Это течение оказало значительное влияние на ряд психиатров.
Метки: автомат, положение, тело
Страницы: 1 2