Человек-машина!


Французские материалисты XVIII столетия, в част­ности Ж. Ламеттри, автор книги «Человек-машина», принимали в основном положение, что человек есть ав­томат, упрекая Р. Декарта лишь в допущении божест­венной силы в человеческом теле. По поводу психи­ки животных Ж. Ламеттри в противовес Р. Декарту утверждал о наличии у них внутренних чувств и стра­стей, дающих им возможность реагировать при помощи превосходных пантомим.Г. Гегель в «Философии духа» внес существенный вклад в эту проблему, хотя и в идеалистической форме. Он указал на активную роль сознания личности в регулировании привычных автоматизированных процессов Ц психике и поведении человека. По его мнению, привычка есть весьма важное, но трудное понятие, а потому пси­хология до сих пор оставляла его без внимания.
В этом понятии высшая индивидуальная жизненность соединяется с противоположным ей бессознательным ме­ханическим течением процессов, в котором единичное более незаметно, а выдвигается на первый план лишь общее: «Когда мы учимся читать и писать, всякая буква и всякая черта составляет очень заметное представле­ние; если же мы путем продолжительных упражнений вполне научимся читать и писать, мы уже замечаем лишь целое, а не единичное»
Далее Гегель указывает, что привычка распростра­няется на все виды и ступени деятельности духа, стоя­ние, походку, акты зрения, мышления и т. д. Привычка есть освобождение и потому путь к свободе естественной души, поэтому говорить с презрением о рабстве привы­чек неумно, так как на самом деле всякая истинная свобода состоит в том, что мы следуем разумным зако­нам, а это достигается вполне естественным путем с по­мощью привыкания.
Гегель формулирует единство сознательного и меха­нического в привычке следующим образом: «Мы видим, следовательно, что в привычке наше сознание одновре­менно и присутствует в вещи, заинтересовано ею, и, на­оборот, отсутствует в ней, равнодушно к ней,- что наше «Я» в такой же мере присваивает себе вещь, как и на­оборот, отходит от нее,- что душа, с одной стороны, пол­ностью внедряется в свои обнаружения, а с другой сто­роны, покидает их, придавая им тем самым форму чего-то механического, какого-то голого действия природы»2. Прозорливость гениального мыслителя дала ему воз­можность распознать в автоматизированной форме при­выкания «вторую природу личности». И действительно.
любое осознаваемое, многократно повторяемое присвое­ние знания действия путем привычной автоматизации ос­вобождает внимание в психическом содержании, но в то Же время сохраняет, редуцирует, фиксирует и переводит в неосознаваемую сферу личности. Гегель здесь обнару­живает диалектику, внутреннюю органическую связь со­знательного и автоматизированного отражательного про­цесса внешней и внутрителесной информации. Неосоз­наваемое и сознаваемое не противостоят друг другу, это лишь разные уровни психического отражения (А. Н. Ле­онтьев).
В середине XIX столетия понимание человека как ав­томата было подхвачено представителями вульгарного материализма (Бюхнер, Фохт, Молешотт и др.). Слож­ные физиологические и психические процессы в орга­низме человека они сводили к механическим и автомати­чески протекающим явлениям. Это течение оказало зна­чительное влияние на ряд психиатров.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.