Типические выражения индивидуального характера


29Типическое — это характерное для группы. Говоря о типических выражениях индивидуального характера, мы указывали, что не все в деятельности и сознании человека в равной мере характеризует его. Подобным образом мы сделали бы ошибку, если бы считали, что все в представителе группы характеризует эту группу и является для нее типичным. Ведь и в рядах буржуазии были люди, формально принадлежавшие к этому классу, а фактически порвавшие с ним. Кроме того, могут быть представители группы более яркие по своим типиче­ским особенностям и с менее ярко выраженными особен­ностями.
Одной из типических черт отлично, успевающего ученика, не­сомненно, является интерес к учению. Но встречаются отдельные случаи, когда ученик отлично успевающий особого интереса к учению не проявляет. Роман К. окончил школу с медалью. Он, по его выражению, «учебой особо не интересовался» и занимал­ся более «по обязанности» — у него главным жизненным ин­тересом был спорт. Пример с Романом представляет собой лишь один из немногочисленных, но не исключительных слу­чаев.
Типическое представляет собой некоторое единство, некоторую цельность.
В. Г. Белинский в типичности художественных образов спра­ведливо усматривал один из самых отличительных признаков творческой оригинальности писателя. «У истинного таланта каж­дое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец»
Следует различать единство и цельность типа от единства и цельности отдельных типических черт. Бывают люди, во всем своем психическом облике воплощающие, например, литератур­ный тип. Мы говорим о человеке: «Это Дон-Кихот» или: «Это Гамлет». Но чаще в характере человека, можно найти лишь от­дельные черты Дон-Кихота, Гамлета и т. п., и эти черты уже не выражают цельности всего характера. Сказать о человеке: «В нем есть кое-что от Печорина», — не означает: «Этот чело­век — Печорин».
Типическое пластично, изменчиво, нередко противоречиво. Все факторы изменения характера и преж­де всего условия воспитания влияют как на индивидуальное, так и на типическое в характере. Педагогическая практика Ма­каренко показала многочисленные примеры создания нового ти­па ребят — горьковцев, членов коммуны имени Горького, но и этот тип приобретал новые черты в связи с изменением деятель­ности горьковцев, в связи с новыми задачами, которые встали, например, при переезде в Куряж.
В своей автобиографической трилогии («Повесть о детстве», «Вольница», «Лихая година») Ф. Гладков в образе своей мате­ри, молодой крестьянки Насти, показал, как покорное, придав­ленное существо, каким была эта женщина вначале, придя в рабочий коллектив ватажников, ощутив силу товарищества, общность стремлений, почувствовала себя человеком, умеющим постоять за себя и за других. Пока Настя была бесправной, она характеризовалась автором похожей «на девушку, попавшую в неволю», она «трещит, как лучина», «гнется, как былинка», а после внутреннего переворота «выпрямилась», в лице было за­метно «что-то новое».

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.