Проблема личности
Более всех других философов-демократов внимания проблемам личности и способностей уделил в своих статьях Н. А. Добролюбов. Исходя из антропологического принципа, он остро полемизировал с френологом Матвеем Волковым, согласно которому, пролетарии потому-то и бедны, что у них сильно развиты бугры «противоборности», «разрушительности» и «питательности» и совершенно не развиты бугры «работности», «почтительности».Добролюбов правильно понимал соотношение психического (души) и организма человека, когда писал: «…Душа не внешней связью соединяется с телом, не случайно в него положена, не уголок какой-нибудь занимает в нем,- а сливается с ним необходимо, прочно и неразрывно, проникает его все и повсюду так что без нее, без этой силы, одушевляющей, невозможно вообразить себе живой человеческий организм (и наоборот)»43.
Добролюбов считал, что высшее счастье, для которого создан человек,- это труд на общее благо. В этом смысл теории «разумного эгоизма», разработанной им вместе с Чернышевским. Несмотря на весь свой антропологизм, Добролюбов говорил и о способности человека жить для других. «Низшие предметы природы живут только в себе, наслаждаются собой,- человек может жить в других, наслаждаться чужой радостью, чужим счастьем. Если кто не чувствует в себе этой способности, значит, он еще мало развил в себе истинно человеческие элементы, значит, животные потребности слишком сильно преобладают в нем.
Взгляды на способности Добролюбова представляют больший интерес, чем взгляды других философов-демократов, особенно его концепция «неуместности», в которой явно видно влияние Дидро. «Давно уже кто-то заметил, что на свете нет неспособных людей, а есть только неуместные; что плохой извозчик и вываленный им из саней плохой чиновник, выгнанный из службы за неспособность,- оба, быть может, не были бы плохими, если бы поменялись своими местами: чиновник, может быть, имеет от природы склонность к управлению лошадьми, а извозчик в состоянии отлично рассуждать о судебных делах… Все горе происходит от их неуместности, в которой опять не виноваты ни чиновник, ни извозчик, а виновата их судьба…»45,-писал он, как бы предвосхищая будущие идеи о профориентации.
Метки: демократ, принцип, статья
Страницы: 1 2