Способности и потребности
Дееспособность есть понятие психологическое, хотя и было введено в науку физиологом А. А. Ухтомским. Это способность осуществлять в определенных условиях определенную деятельность или выполнять действия. Дееспособность опирается на работоспособность как на «физические способности», но не сводится к ней. Здесь на первый план выступают психические способности и решающее значение имеют мотивы деятельности. Поясним конкретным примером. Кислородное голодание, бесспорно, снижает работоспособность летчика. Но высокие мотивы боевой деятельности наших летчиков, в частности чувство долга, как мы могли в этом не раз убедиться во время Отечественной войны, давали им возможность не снижать своей дееспосообности в условиях даже резкой гипоксии. В 1953 г. мы с Г. Д. Народицкой проверили это и подтвердили в следующем эксперименте. В барокамере изучались и отмечались различные нарушения дееспособности в условиях кислородного голодания. Когда же испытуемым говорили, что данный эксперимент имеет особо важное значение и на его основании будут сделаны особо ответственные выводы, ранее отмечавшиеся физиологические сдвиги выравнивались и дееспособность испытуемых даже повышалась.Трудоспособность есть понятие социологическое, также опирающееся на два предыдущих, но не сводящееся к ним. Работоспособность и дееспособность человека часто отрываются от тех общественно-исторических условий, в которых они совершаются, но трудоспособность всегда учитывает их. Там, где женщины и подростки считались нетрудоспособными ни до, ни после войны, они с успехом проявляли ее в период Отечественной войны. Оценка трудоспособности человека несравнимо более сложна, чем его дееспособности и тем более работоспособности. Она требует опыта и всех современных условий, в том числе обязательно коллектива, в котором осуществляется труд. Критерии оценки трудоспособности всегда соотнесены с условиями труда. Кроме того, в отличие от дееспособности как способности к строго определенным действиям или конкретной деятельности, трудоспособность – это способность к труду в целом, определяющая «профпригодность».
Для учения о способностях (как психических явлениях) дееспособность представляет центральное явление, частично включающее в себя работоспособность, опирающееся на физиологические (соматические) способности и в свою очередь полностью включаемое в трудоспособность. Поэтому психические способности являются центральной, хотя и не единственной проблемой учения о способностях человека в целом.
Метки: потребность, профпригодность, трудоспособность
Страницы: 1 2