Способности и потребности


Мы уже останавливались не раз на ряде частных вопросов проблемы соотношения физиологических и психических способ­ностей. Ведь личность не существует без организма, как и созна­ние без мозга. Но это не значит, что для изучения свойств лично­сти и психических способностей надо измерять у человека рост, вес и объем груди. А ведь такая форма биологизации личности еще существует5, хотя она противоречит известным словам Маркса: «Сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социаль­ное качество…»6. Проблема соотношения физических и духовных способностей человека, будучи в известной степени самостоятельной, вместе с тем является частью более общей проблемы учения о способно­стях-соотношения биологического и социального, о чем речь пойдет ниже. Это же можно сказать и о следующей проблеме, на которой мы остановимся в данной главе,- о проблеме соот­ношения способностей и потребностей. Способности и потребности. Способности и потребности взаимосвязаны друг с другом и отражают единство социального и биологического в человеке. Но прежде чем раскрыть эти наиболее существенные психологичес­кие связи, необходимо кратко остановиться на сущности потреб­ностей и на их месте в динамической функциональной структуре личности.
Потребности – это психические явления, представляющие собой отражение возникшей нужды как нарушения равновесия между организмом, личностью или группой, с одной стороны, и средой (внешней или внутренней) или обществом-с другой. Это отражение обязательно содержит выраженный компонент активности, направленной на устранение возникшей нужды, и в качестве второго (иногда более, иногда менее выраженного) обя­зательного компонента -переживание нужды, на которое мо­гут наслаиваться различные эмоции, а у человека и чувства. Не обязательным, но -обычным для человека является и третий, по­следний компонент потребности – сознание причины ее возник­новения и возможных способов ее удовлетворения. Чем более отчетливо выражен этот компонент, тем более воспитаны, очело­вечены потребности данной личности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.