Проблема личности


Н. Г. Чернышевский сам называл свой материализм антро­пологическим и даже одну из своих работ назвал «Антропологи­ческий принцип в философии» (I860). Его антропологизм, одна­ко, это не антропологизм Фейербаха. В отличие от последнего Чернышевский видел связь идеологии и нравственных качеств людей, их эстетических взглядов с экономическими условиями их жизни. Он доказывал, что «на деле узнается, справедливо ли че­ловек думает и говорит о себе, что он храбр, благороден, прав­див. Жизнь человека решает, какова его натура, она же решает, каковы его стремления и желания»46.
Блестяще защищая во взгляде на личность позиции философ­ского материализма и монизма, Чернышевский не скатывался на позиции вульгарных материалистов. «Основанием для той части философии, которая рассматривает вопросы о человеке,- писал он,- точно так же служат естественные науки, как и для другой части, рассматривающей вопросы о внешней природе… Философия видит в нем то, что видят медицина, фи­зиология, химия; эти науки доказывают, что… если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, другую натуру, то эта дру­гая натура непременно обнаружилась бы в чем-нибудь…» 47 Но он был далек от того, чтобы отождествлять Материальные про­цессы с психическими, материальный субстрат сознания – с са­мим сознанием, как это делали вульгарные материалисты. «При единстве натуры,- писал он далее, -мы замечаем в человеке два различных ряда явлений: явления так называемого матери­ального порядка (человек ест, ходит) и явления так называемо­го нравственного порядка (человек думает, чувствует, желает). Иными словами, хотя Чернышевский и не употреблял этих тер­минов, идея человека как организма и как личности и различие, говоря словами Маркса, «физических и духовных способностей»; ему были понятны.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.