Страдание человека


Страдание человекаСтрадание как бы заполнило все существо больного человека, всю его психику. Но больной-это не только «крик страдания», это и та цепкая жизнь, которая все-таки не обрывается от одной лишь мысли о желании смерти. Врачебная этика учит медицинских работников уважать, охранять и эту жизнь, хотя обычай, казалось бы, требует исполнить последнюю волю умирающего. Врачебная этика учит помнить, что охрана беспомощной человеческой жизни (ребенка, старика, больного) была всегда добром. Врачебная этика учитывает не только свободную волю больного, но и другие-факторы бытия. Позиция эвтаназии порождена аб­страктным ужасом перед страданием как таковым. Сторон­ники эвтаназии не учитывают, какие связи бытия будут разрушены руками врачей, допустивших, что эвтаназия- это гуманизм. Врачебная этика отвергла эвтаназию еще в клятве Гиппократа, тем самым она отразила диалектически глубокое философское воззрение на бытие человека как микрокосма. Соответственно требования врачебной этики не допускать эвтаназии в условиях современной медицины созвучны марксистскому понятию сущности человека как совокупности общественных отношений, произвольно разры­вать которые врачи никак не могут. Когда же сторонники эвтаназии сводят бытие Человека только к ощущению страдания-не есть ли это буржуазно-индивидуалистическая трактовка сущности человека на почве медицины?Соотношение общечеловеческих и классовых аспектов во врачебной этике заслуживает особого внимания, так как существует мнение, что профессиональная мораль ставит врачей над временем, над историей. Моменты общечеловече­ского во врачебной этике действительно очень сильны. Так, в Женевской декларации1 от имени врача, приступающего к своей профессии, говорится: «Я не допущу того, чтобы соображение религии, национальности, расы, партийно-политической принадлежности или социального положения заслоняли от меня мой долг и моего пациента»2.Классовость врачебной этики сказывается там, где мы находим ее изменчивость. При социализме медицинский гуманизм возводится на боле высокий уровень, в чем мы убедимся, когда рассмотрим профессиональную мораль вра­чей через призму категорий марксисосой этики «равенство» и «справедливость».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.