Единство человека и природы


Единство человека и природыИменно благодаря обмену веществ достигается единство человека и природы, ее преобразование, приспособ­ление к потребностям человека, создание «второй приро­ды»-искусственной среды обитания человека, обусловлен­ной особенностями культуры и социальной организации. Следовательно, специфика взаимодействия человека и приро­ды определяется не непосредственной физиологической ак­тивностью человека как биологического существа, а спосо­бом материального и духовного производства, формой соци­альной деятельности людей, определенным типом организа­ции общества. Объективная диалектика, внутренняя противо­речивость этого взаимодействия проявляются прежде всего в том, что по мере развития материального производства мы наблюдаем, с одной стороны, все большее «освобождение» человека от непосредственной зависимости от стихийных сил природы, а с другой-более тесное единение его с природой, освоение им расширяющегося круга веществ, информации и видов энергии, интенсивное вовлечение их в сферу его жизнедеятельности. Но тем самым и эта жизнедеятельность человека оказывается во все большей степени вовлеченной в процесс производства. Она более тесно связана с научно-техническим прогрессом, так что и биологическая природа человека во многих случаях выступает как «вторая при­рода».Все это ставит так остро вопрос о биологии человека, о его биологической адаптации к новой среде обитания как социальную проблему. При игнорировании диалектики обще­ственных отношений сложность проблемы приводит к созда­нию различного рода социально-биологических утопий, многочисленные примеры которых можно найти в западной литературе. Так, например, одна из разновидностей утопий социально-реформистского типа ярко представлена в широко известной сегодня книге О. Тоффлера «Шок будущего» (1972), в которой автор предлагает некую общую философ­скую теорию адаптации-приспособления человеческой на­туры к постоянным переменам («подготовки людей к буду­щему»).
Теория Тоффлера основана на следующих моментах. Во-первых, это способность некоторых людей (2 или 3%, по Тоффлеру),- которые уже не принадлежат ни к прошлому, ни к настоящему, а ведут, как считает автор, образ жизни будущего,- «жить быстрее», чем все остальные. Во-вторых, это новые поразительные изменения в технике (например, интеграция живой ткани в процессах физической природы, создание биологических машин). В-третьих, это возможность проектирования физического облика человека, реализация евгенических проектов, пересадки органов и стимуляция психических процессов человека.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.