Единство человека и природы
Именно благодаря обмену веществ достигается единство человека и природы, ее преобразование, приспособление к потребностям человека, создание «второй природы»-искусственной среды обитания человека, обусловленной особенностями культуры и социальной организации. Следовательно, специфика взаимодействия человека и природы определяется не непосредственной физиологической активностью человека как биологического существа, а способом материального и духовного производства, формой социальной деятельности людей, определенным типом организации общества. Объективная диалектика, внутренняя противоречивость этого взаимодействия проявляются прежде всего в том, что по мере развития материального производства мы наблюдаем, с одной стороны, все большее «освобождение» человека от непосредственной зависимости от стихийных сил природы, а с другой-более тесное единение его с природой, освоение им расширяющегося круга веществ, информации и видов энергии, интенсивное вовлечение их в сферу его жизнедеятельности. Но тем самым и эта жизнедеятельность человека оказывается во все большей степени вовлеченной в процесс производства. Она более тесно связана с научно-техническим прогрессом, так что и биологическая природа человека во многих случаях выступает как «вторая природа».Все это ставит так остро вопрос о биологии человека, о его биологической адаптации к новой среде обитания как социальную проблему. При игнорировании диалектики общественных отношений сложность проблемы приводит к созданию различного рода социально-биологических утопий, многочисленные примеры которых можно найти в западной литературе. Так, например, одна из разновидностей утопий социально-реформистского типа ярко представлена в широко известной сегодня книге О. Тоффлера «Шок будущего» (1972), в которой автор предлагает некую общую философскую теорию адаптации-приспособления человеческой натуры к постоянным переменам («подготовки людей к будущему»).
Теория Тоффлера основана на следующих моментах. Во-первых, это способность некоторых людей (2 или 3%, по Тоффлеру),- которые уже не принадлежат ни к прошлому, ни к настоящему, а ведут, как считает автор, образ жизни будущего,- «жить быстрее», чем все остальные. Во-вторых, это новые поразительные изменения в технике (например, интеграция живой ткани в процессах физической природы, создание биологических машин). В-третьих, это возможность проектирования физического облика человека, реализация евгенических проектов, пересадки органов и стимуляция психических процессов человека.
Метки: обитание, обмен, приспособление
Страницы: 1 2