Создание психологических основ активной педагогики


Создание психологических основ активной педагогикиВ своем докладе на I съезде общества психологов А. Н. Ле­онтьев определил проблему формирования способностей как «создание психологических основ активной педагогики способно­стей». Он считает, что при современном состоянии теории спо­собностей, особенно важен путь «от анализа природы человече­ских способностей в их общем выражении к анализу случаев ихвысшего развития у отдельных людей». В общем выражении проблемы А. Н. Леонтьев исходит из взгляда «на способности человека как на прижизненно складывающиеся новообразова­ния». Свою точку зрения А. Н. Леонтьев обосновывает лабора­торным исследованием формирования сенсорной способности вы­сокочастотного слуха. Потом, переходя к интеллектуальным спо­собностям, он пришел к выводу, что «процесс формирования и этих способностей происходит путем преобразования первона­чально строящихся извне процессов во внутренние функции – способности» 117.
Еще более определенно А. Н. Леонтьев высказал свою точку зрения в докладе на XVI Международном психологическом кон­грессе в Бонне в 1960 г.: «Если бы меня спросили, что я считаю самым важным результатом очеловеченья мозга, то я ответил бы: превращение коры в орган, способный формировать органы»118. Взгляды А. Н. Леонтьева на способности находят выражение в работах П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, по существу полностью снимающих в своих психологических и психолого-педагогических исследованиях проблему способ­ностей.
С, Л. Рубинштейн на I съезде общества психологов противо­поставил в докладе свои взгляды взглядам А. Н. Леонтьева. Его первый тезис гласил: «Развитие человека в отличие от накопления «опыта», усвоения знаний и способов действия (умений, на­выков)- это и есть формирование его способностей… Развитие любой способности совершается в виде движения по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего
,1Я для развития способностей более высокого уровня» последнем абзаце тезисов он писал: «Первое условие для по поения учения о способностях, которое может определить пути Нормирования-это правильное решение вопроса о детермий их развития»120. В начале своего доклада, опубликован­ного посмертно, С Л. Рубинштейн сближает эти тезисы и в даль­нейшем развивает их с позиций взглядов на единство внешней и внутренней детерминации любых психичеоких явлений.
Мы думаем, что нельзя не согласиться с его следующими принципиальными положениями развития учения о способностях: во-первых, «способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, созданных человеком в процессе исто­рического развития; процесс же создания человеком предметного мира- это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы.
во-вторых, «способности человека – внутренние условия его развития, которые, как и прочие внутренние условия, формиру­ются под воздействием внешних – в процессе взаимодействия человека с внешним миром» 122.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.