Степень общности структуры


Структуру личности можно рассматривать более детально и более обще. Степень общности структуры говорит, что она при­суща только единичной личности, или типам личностей, или всем личностям (без исключения. Потому надо различать индивидуаль­ную, типовую и общую структуры, отражающие единичное, осо­бенное и общее в личности. Учитывая изложенное, мы считаем / необходимым и достаточным выделение в общей структуре лич­ности следующих четырех ее подструктур.Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные»черты личности. Элементы (черты) личности, Вхо­дящйе в эту подструктуру, чаще всего не имеют непосредствен­ных врожденных задатков, а отражают индивидуально прелом­ленное классовое общественное сознание. Эта подструктура фор­мируется путем воспитания. Ее можно назвать социально обус­ловленной подструктурой, или, более коротко, направленностью личности. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь включает в себя такие подструктуры (формы), как вле­чения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности личности проявля­ются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Потребности входят в подструктуру на­правленности в социализированном виде. В эту подструктуру мы включаем различные проявления отношений, исходя из приве­денного критерия выделения подструктур – общепринятости психологических понятий. Мы считаем, однако, более правиль­ным рассматривать отношение не как свойство личности, а как атрибуты сознания наряду с переживанием и познанием. Кроме того, мы полагаем необходимым различать объективные и личностные отношения, рассматривая вторые как отра­жение первых.
Вторая подструктура объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют «индивидуальной культурой», или «подготовленностью», но ее можно кратко наз­вать «опытом». Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности. Дей­ствительно, только начинающий формироваться навык подобно всякому однократному действию (и аналогично однократному, кратковременному проявлению интереса в предыдущей под­структуре или психической функции в следующей) представляет собой не свойство личности, а психический процесс. Обобщенный же не только умственный, но и моторный навык, а тем более умение и привычка являются, бесспорно, свойствами личности. В этом-то ведь и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду процесс -состояние -свойство личности. Зна­ния превращают человека в эрудита, а умение – в умельца. Третья подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, у понимаемых как формы отражения: эмоция, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля и память. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще бо­лее отчетливо, поскольку формы отражения являются функция­ми мозга. 

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.