Общественные отношения


19Мы исходим из личности как отражения общественных отношений в со­знании и деятельности. Наиболее общее, основное и существенное в каждом свойстве личности то, что оно выражает отношение к действительности или какой – либо стороне действительности. Специфическое отношение к действительности характеризует и черты направленно­сти личности, и черты характера, и способности, посколь­ку они всегда органически связаны с интересами и склон­ностями. Поэтому изучение общих закономерностей взаимосвязи темперамента и свойств личности требует сопоставления темперамента, прежде всего с отношения­ми личности. Помимо этих общих методологических со­ображений, сопоставление с отношениями личности наиболее удобно и для экспериментального изучения. Обусловленность отношений личности общественно зна­чимыми задачами и требованиями деятельности, целями воспитания, социальными нормами выступает с наиболь­шей отчетливостью. Отношения личности наиболее до­ступны для экспериментального контроля.
Какие же основные проблемы возникают перед нами при изучении взаимоотношений темперамента и отноше­ний личности?
В психологии существуют следующие основные ли­нии в разрешении этого вопроса. Биологизаторские тео­рии, рассматривая темперамент как систему свойств, присущих человеку как животному виду, утверждают, что эти свойства целиком и полностью определяют все положения личности. Так, например, Шелдон полагает, что все основные черты характера, и даже такие коренные противоположности в отношениях человека к действительности, как материалистическое факторы с необходимостью определяют про­явления темперамента, как и вообще любые психические проявления.
Вопрос лишь заключается, во-первых, в том, при ка­ких условиях изменение проявлений темперамента свя­зано с изменением и самих свойств темперамента и при каких условиях свойства темперамента остаются теми же, тогда как их проявления изменяются.
Так, если неуравновешенный холерик благодаря сво­ей дисциплинированности сдерживает проявления эффективности в одних условиях, например на уроке, и не сдерживает их в других, например в семье, то, оче­видно, свойства его темперамента остались теми же, а изменились, лишь их проявления. При каких условиях
это возможно?

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.