Превращение возможности в действительность
Развитие всех задатков как превращение возможности в действительность, хотя и в разной степени, определяется средой. Для развития психики человека это не только физическая (обеспечивающая выживаемость), но и прежде всего социальная среда – общение с другими людьми. Именно общение превращает стихийное развитие задатков (а оно также существует) в целенаправленное формирование способностей человека, высшим уровнем которого будет всестороннее развитие личности как результат ее воспитания.Отрицание задатков способностей, если это трактуется как вообще невозможность задатков любого психического явления, делает непонятным онтогенез инстинктов и форм отражения. Если же признавать задатки инстинктов и форм отражения, то
Непонятно, почему у одних психических явлений они есть, а у других – их нет. Мы думаем, что между способностями и инстинктами как психическими явлениями существует, с одной стороны, общность в наличии и у тех и у других задатков, а с другой – существенные различия в их упражняемое, воспитуемости и соотнесении с разными подструктурами личности человека, формирующейся после его рождения. Инстинкты относятся к четвертой подструктуре, хотя значительно меняются под влиянием прижизненно формируемых свойств личности второй (знания, навыки, умения и привычки) и особенно первой (направленность и моральные особенности) подструктур. Способности же, как и личность в целом, высоко упражняемы и развиваемы, хотя и в разной степени в своих компонентах, входящих в каждую из четырех подструктур и лежащих на их взаимопроникающих стыках.
Разрыв между задатками и способностями соответствовал господствовавшему у нас в 40-50-х годах ошибочному взгляду, согласно которому явления высшей нервной деятельности, понимаемые как исключительно физиологические, и есть психические явления. Только в результате систематических встреч физиологов, психологов и философов, обсуждений намечаемых докладов в процессе подготовки к Всесоюзному совещанию по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии, а также в результате широкой дискуссии по ним на этом совещании в 1962 г. и еще более широких дискуссий, развернувшихся после опубликования его материалов (1963), данная ошибка, понимаемая именно как проявление скрытого психофизиологического параллелизма, была преодолена. Общепризнанным стало павловское понимание высшей нервной деятельности, включающей в себе в неразрывном единстве корковую нейродинамику и психические явления. Рефлекторная теория была положена в основу как физиологии высшей нервной деятельности, так и психологии.
Метки: возможность, действительность, превращение
Страницы: 1 2