Превращение возможности в действительность


Превращение возможности в действительностьРазвитие всех задатков как превращение возможности в дей­ствительность, хотя и в разной степени, определяется средой. Для развития психики человека это не только физическая (обеспечи­вающая выживаемость), но и прежде всего социальная среда – общение с другими людьми. Именно общение превращает сти­хийное развитие задатков (а оно также существует) в целена­правленное формирование способностей человека, высшим уров­нем которого будет всестороннее развитие личности как резуль­тат ее воспитания.Отрицание задатков способностей, если это трактуется как вообще невозможность задатков любого психического явления, делает непонятным онтогенез инстинктов и форм отражения. Если же признавать задатки инстинктов и форм отражения, то
Непонятно, почему у одних психических явлений они есть, а у других – их нет. Мы думаем, что между способностями и инстинк­тами как психическими явлениями существует, с одной стороны, общность в наличии и у тех и у других задатков, а с другой – существенные различия в их упражняемое, воспитуемости и соотнесении с разными подструктурами личности человека, фор­мирующейся после его рождения. Инстинкты относятся к четвер­той подструктуре, хотя значительно меняются под влиянием при­жизненно формируемых свойств личности второй (знания, навы­ки, умения и привычки) и особенно первой (направленность и моральные особенности) подструктур. Способности же, как и личность в целом, высоко упражняемы и развиваемы, хотя и в разной степени в своих компонентах, входящих в каждую из четырех подструктур и лежащих на их взаимопроникающих стыках.
Разрыв между задатками и способностями соответствовал господствовавшему у нас в 40-50-х годах ошибочному взгляду, согласно которому явления высшей нервной деятельности, пони­маемые как исключительно физиологические, и есть психические явления. Только в результате систематических встреч физиоло­гов, психологов и философов, обсуждений намечаемых докладов в процессе подготовки к Всесоюзному совещанию по философ­ским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и пси­хологии, а также в результате широкой дискуссии по ним на этом совещании в 1962 г. и еще более широких дискуссий, развернув­шихся после опубликования его материалов (1963), данная ошиб­ка, понимаемая именно как проявление скрытого психофизиоло­гического параллелизма, была преодолена. Общепризнанным стало павловское понимание высшей нервной деятельности, вклю­чающей в себе в неразрывном единстве корковую нейродинамику и психические явления. Рефлекторная теория была положена в основу как физиологии высшей нервной деятельности, так и пси­хологии.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.