Решающее влияние на характер и поведение
В ряде случаев решающее влияние на характер и поведение имеет владеющее ребенком чувство страха, неуверенности в своих силах. Безразлично, чем бы ни было вызвано такое состояние – неправильным семейным воспитанием, внушением окружающих, самовнушением, пережитыми неудачами, оно должно быть преодолено. Всеми мерами нужно укрепить в ребенке убеждение в его способности побеждать препятствия, достигать намеченных целей.Таковы основные моменты, которые влияют на ход развития.
В действительной жизни перечисленные моменты сочетаются и связаны цепью причин и следствий. Однако для педагогических целей представляется удобным рассматривать их отдельно.
Мне предстоит теперь осветить и пояснить сказанное конкретными примерами из педагогического опыта. Всего просмотрено и изучено мной 50 случаев, из них 15 относятся к дошкольному возрасту.
Почти во всех случаях после периода исканий и неудач успех достигался путем не непосредственного воздействия, а окольным путем, путем воздействия на личность в целом. Для иллюстрации приведу несколько примеров.
В детский сад поступил Гена, 6 лет. Он сразу стал для воспитателей источником трудностей. Гена вел себя безобразно: вырывал у малышей игрушки, бил их; если кто пытался успокоить его, он начинал драться, стучать о пол, о стены. Никакие уговоры и убеждения не помогали и вызывали с его стороны истерические приступы. Никакой дисциплины Гена не признавал.
Предоставим далее слово самой воспитательнице: «Я долго билась с Геной. Я чувствовала себя как бы виноватой перед ним. Я решила, что по своей неопытности не умею к нему правильно подойти. Но заведующая успокаивала меня, говоря, что мальчик нервнобольной, что к нему вызывали врача. Но меня это не успокоило, я была уверена, что причина ненормального поведения Гены не нервная болезнь.
Что привлекало к Гене и что заставляло меня искать пути к нему – это его ласковый характер в промежутках между вспышками. Удивительно было то, что дома он вел себя неплохо, бывал послушен.
Метки: влияние, поведение, страх
Страницы: 1 2