Психическое отчуждение


Личность в коллективе в течение своей жизни, при­сваивает материальные и духовные богатства, накоплен­ные в истории общества человеческим родом. В труде она приобретает универсальные навыки и умения в сфе­рах моторики, речи и мышления. В эволюционном отно­шении биология человека так подготовлена к присвое­нию указанных духовных ценностей, что последние под­ходят к унаследованным биологическим задаткам его как ключ к замку.
Присвоение осуществляется индивидом двумя слож­ными, недостаточно еще изученными психофизиологиче­скими механизмами: во-первых, интериоризацией, т. е. трансформацией познавательной информации извне во внутренний субъективный мир личности, и превращением ее в собственное достояние своего Я; во-вторых, экстериоризацией, т. е. переходом приобретенного личного опыта и знаний во вне в целях творческого преобразова­ния своей среды благодаря объективной трудовой дея­тельности личности в своем коллективе.
Таким образом процесс присвоения становится ведущим фактором, дающим людям возможность «очеловечить» природу и самих себя.
Наряду с понятием присвоения в философских произведениях Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса и др. разрабатывалась концепция духовного и социального от­чуждения. На определенных ступенях развития общества труд человеческой личности не только не способствовал ее материальному и духовному совершенствованию но даже противостоял ей как некая отчужденная сила.
Человек как субъект труда как бы сам «обесчелове-чивается», труд его отчуждается и, опредмечиваясь, становится враждебной, чуждой силой в процессе всей ис­тории классово-антагонистических социально-экономиче­ских формаций, особенно в недрах капиталистического строя.
Творец всех благ жизни лишается сам возможности воспользоваться ими для удовлетворения своих биологи­ческих, бытовых и духовных потребностей. Социально-экономическое отчуждение труда в свою очередь порож­дает в сфере духовного производства, общественных форм сознания различные виды духовного отчуждения. Они обнаруживаются в области политики, государствен­ного права, нравственности, религии, науки, искусства и др. По мнению К. Маркса, все указанные виды духов­ного отчуждения личности происходят не только в сфе­рах общественного сознания, но и в сфере индивидуаль­ного сознания человека, не говоря уже о том, что эконо­мическое отчуждение прежде всего совершается в обще­стве и в объективной жизни людей.
Отчуждение как реальная сила, угнетающая труже­ника классового общества, выступает как чуждая власть. Чуждой враждебной силой, господствующей над челове­ком, не могут быть ни бог, ни природа, ею может быть только сам человек (К. Маркс).

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.