Способности как социальное явление


Надо ли доказывать, что все эти не связанные в единую кон­цепцию взгляды неприемлемы для психологов-марксистов!Способности как социальное явление.
Способности как индивидуальные особенности человека, от которых зависит качество выполняемого им общественно полез­ного труда, представляют собой не только психическое, но и со­циальное явление. Оценка другого человека, участника совмест­ного труда, у первобытного человека стала осознанной намного раньше, чем самооценка, требующая достаточно высокого уров­ня самосознания. Ребенок также довольно рано проявляет из­бирательный выбор партнеров в игре и научается мотивировать этот выбор намного раньше, чем осознавать причины выбора или невыбора другими самого себя в качестве партнера.
«В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским филосо­фом: «Я есть я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека»54,- писал Маркс, уточняя близкую идею, вы­сказанную Фейербахом. При этом приведенные слова Маркса не случайно были написаны им в главе «Капитала» о товаре. Дей­ствительно, присматриваясь и оценивая другого, «человека Пав­ла», «человек Петр» чаще всего оценивает его как потребитель его способностей к труду. Вместе с тем оценивая другого челове­ка «для себя», каждый человек стихийно, эмпирически оценива­ет его и «для общества», конечно, исходя из того, как он понима­ет потребности общества.
Поэтому, начиная с Платона, почти каждый, кто писал об об­ществе, в той или иной мере излагал и свои взгляды на способно­сти. Исходя из общественного значения способностей, писал о них и Хуан Уарте. Но особый интерес для нас представляют взгляды на способности социалистов-утопистов.
Мы не можем согласиться с Мейерсоном, который считает, что только в 1818 г. Александр Делаборд «впервые рассматрива­ет труд в качестве ведущей деятельности человека в обществе» и приводит дальше слова последнего: «Принцип общества и его вечная движущая сила заключена в одном интересе, в одной страсти – труде, труде просвещенном, свободном, усердном»55. Социалисты-утописты, начиная с основоположника утопиче­ского социализма Томаса Мора, хотя, может быть, и не все столь четко, как он, придавали значение способностям. Так, Т. Мор в своей знаменитой «Утопии» (полное название- «Золотая кни­га, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве го­сударства и о новом острове Утопии»), вышедшей еще в 1516 г., уравнивал способности мужчин и женщин, подчеркивая, что на Утопии их труд не различался. В этом нельзя не видеть столь свойственного всем утопистам протеста против разделения труда. Анри Сен-Симон, видя отрицательное влияние разделения труда на человека, все же полностью не сумел его преодолеть, полагая, что и в будущем неизбежны три основные группы про­фессий, связанные с 1) изящными искусствами, 2) научной дея­тельностью и 3) промышленной деятельностью. Сен-Симон счи­тал, что в человеке не в одинаковой мере заложены задатки к развитию способностей ко всем этим видам деятельности. Пре­имущественное развитие соответствующих способностей дает ху­дожника, ученого или промышленника56. Эти взгляды были раз­виты в первой половине XIX в. его последователем Сент-Аман Базаром, который говорил: «Каждому по его способности, каж­дой способности по его делам – вот новое право, которое заме­нит собой право завоевания и право рождения, человек не будет более эксплуатировать человека; человек в товариществе с дру­гим человеком будет эксплуатировать мир, отданный ему во власть»57. Так, еще в 1828-1829 гг. был сформулирован тезис социализма!

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.