Способности как социальное явление
Надо ли доказывать, что все эти не связанные в единую концепцию взгляды неприемлемы для психологов-марксистов!Способности как социальное явление.
Способности как индивидуальные особенности человека, от которых зависит качество выполняемого им общественно полезного труда, представляют собой не только психическое, но и социальное явление. Оценка другого человека, участника совместного труда, у первобытного человека стала осознанной намного раньше, чем самооценка, требующая достаточно высокого уровня самосознания. Ребенок также довольно рано проявляет избирательный выбор партнеров в игре и научается мотивировать этот выбор намного раньше, чем осознавать причины выбора или невыбора другими самого себя в качестве партнера.
«В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есть я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека»54,- писал Маркс, уточняя близкую идею, высказанную Фейербахом. При этом приведенные слова Маркса не случайно были написаны им в главе «Капитала» о товаре. Действительно, присматриваясь и оценивая другого, «человека Павла», «человек Петр» чаще всего оценивает его как потребитель его способностей к труду. Вместе с тем оценивая другого человека «для себя», каждый человек стихийно, эмпирически оценивает его и «для общества», конечно, исходя из того, как он понимает потребности общества.
Поэтому, начиная с Платона, почти каждый, кто писал об обществе, в той или иной мере излагал и свои взгляды на способности. Исходя из общественного значения способностей, писал о них и Хуан Уарте. Но особый интерес для нас представляют взгляды на способности социалистов-утопистов.
Мы не можем согласиться с Мейерсоном, который считает, что только в 1818 г. Александр Делаборд «впервые рассматривает труд в качестве ведущей деятельности человека в обществе» и приводит дальше слова последнего: «Принцип общества и его вечная движущая сила заключена в одном интересе, в одной страсти – труде, труде просвещенном, свободном, усердном»55. Социалисты-утописты, начиная с основоположника утопического социализма Томаса Мора, хотя, может быть, и не все столь четко, как он, придавали значение способностям. Так, Т. Мор в своей знаменитой «Утопии» (полное название- «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»), вышедшей еще в 1516 г., уравнивал способности мужчин и женщин, подчеркивая, что на Утопии их труд не различался. В этом нельзя не видеть столь свойственного всем утопистам протеста против разделения труда. Анри Сен-Симон, видя отрицательное влияние разделения труда на человека, все же полностью не сумел его преодолеть, полагая, что и в будущем неизбежны три основные группы профессий, связанные с 1) изящными искусствами, 2) научной деятельностью и 3) промышленной деятельностью. Сен-Симон считал, что в человеке не в одинаковой мере заложены задатки к развитию способностей ко всем этим видам деятельности. Преимущественное развитие соответствующих способностей дает художника, ученого или промышленника56. Эти взгляды были развиты в первой половине XIX в. его последователем Сент-Аман Базаром, который говорил: «Каждому по его способности, каждой способности по его делам – вот новое право, которое заменит собой право завоевания и право рождения, человек не будет более эксплуатировать человека; человек в товариществе с другим человеком будет эксплуатировать мир, отданный ему во власть»57. Так, еще в 1828-1829 гг. был сформулирован тезис социализма!
Метки: концепция, особенность, человек
Страницы: 1 2