Прямые и косвенные пути в воспитания
Именно то, что выделяет данного педагога среди массы воспитателей, что составляет специфическую особенность его личности, силу его влияния, творчество его методов в большей степени, чем то, в чем он сходен с другими, должно найти отражение в любом документе, который предназначен служить источником для изучения и обобщения педагогического опыта.
Для того чтобы такое отражение было возможно более полное и отчетливое, необходимо, чтобы нарисованная выше установка на своеобразие личности воспитателя и его работы господствовала не только в процессе наблюдения, но и в процессе фиксирования педагогического опыта.
Фиксирование опыта, кем бы и в какой бы форме оно ни производилось – самим ли творцом опыта в виде дневника, доклада или посторонним наблюдателем (методистом) в виде записи, должно всегда отводить центральное место воспитательной работе, специфическим ее особенностям.
Всякой записью педагогического опыта, своего или чужого, должна руководить какая-либо господствующая идея, целевая установка, направляющая внимание и волю записывающего, и эта идея, эта целевая установка не может быть чем-либо иным, как стремлением выделить, подчеркнуть, детально представить не только внешние формы педагогической работы, но и цели, мотивы, чувства, одухотворяющие и двигающие ее.
Страницы: 1 2