Прямые и косвенные пути в воспитания


Здесь затронуто чрезвычайно сложный и в высшей степени интересный вопрос о прямых и косвенных путях в воспитании не для того, чтобы разрешить его или дать на него упрощенный схематический ответ, а лишь для того, чтобы показать, в какой мере, приступая к какому-либо педагогическому опыту, следует тщательно и всесто­ронне продумать условия, в которых протекает этот опыт.В этом вдумчивом отношении педагога Й тем трудно­стям, которые ему предстоит преодолеть, в настойчивых поисках часто глубоко скрытых источников, порождаю­щих те или иные формы поведения ребенка, и находит от­ражение индивидуальность педагога и своеобразие его вос­питательной работы. А ведь именно эта индивидуальность и это своеобразие и накладывают самую яркую печать на характер воспитательной работы, и выявление их имеет решающее значение и для понимания, и для изучения, и для обобщения педагогического опыта. Но такое выяв­ление возможно лишь тогда, когда своеобразие личности воспитателя, направление, в котором работала его мысль, поиски им путей для решения поставленной задачи,- ко­гда все это отражалось в записях, докладе, дневнике и т. й. К сожалению, подобное отражение мы редко находим в на­ших материалах.
Возьмем, например, описания, которые фигурируют под названием «День в детском саду» и которые служат документами для изучения педагогического опыта. Какую ценность они с этой точки зрения представляют? Следует признать, что многие из них читаются с интересом, неко­торые отличаются художественными достоинствами: они раскрывают часто красочную картину жизни детского кол­лектива. То и дело попадаются милые детские словечки, меткие замечания, пытливые вопросы, отдельные интерес­ные эпизоды.
Перед нами мелькают как бы кадры фильма, еще не созданного, еще ждущего своего создателя. Но в этой кар­тине или совершенно отсутствует или остается где-то на заднем плане персонаж, который должен был бы прико­вать наше внимание. Личность педагога затушевана. А между тем нам важно видеть ее и когда она действует, и когда бездействует или, вернее, как она действует и как, внешне бездействуя, она не отрешается от своей руково­дящей роли. Нам важно видеть и чувствовать воспитателя во всем его своеобразии, начиная с интонации голоса, жестов, улыбки и кончая его действиями, его отношением к отдельным детям, ко всему коллективу,- за столом, во время занятий и игр, на прогулке.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.